Руководители Минобрнауки России приняли участие в тематических секциях Профессорского форума

Наука и образование

18 ноября, в третий день Профессорского форума, участники обсуждали параметры оценки научной результативности, актуализацию государственных образовательных стандартов, повышение эффективности использования потенциала президентов университетов, нацпроекты в сфере науки и образования и другие вопросы. Участие в дискуссиях приняли заместители Министра науки и высшего образования РФ Алексей Медведев, Пётр Кучеренко и Андрей Омельчук.

В докладе Алексея Медведева, открывшего работу секции «Научная периодика. Наукометрия. Интеллектуальная собственность научных произведений», прозвучали тезисы о тех подходах, которые министерство предполагает в ближайшей перспективе применить в реформе оценки научной результативности, а также итоги предыдущего периода.

Замминистра отметил, что оценка является важнейшим институтом, регулирующим деятельность научных коллективов. «В 2020 году завершается цикл Оценки, который начат в 2014 году. Так, в 2017 году оценку прошли 19 организаций из 5 ФОИВов, в 2018 – 563 организации из 10 ФОИВов, в 2019 – 383 организации из 18 ФОИВов, в 2020 – 47 организаций», – проинформировал Алексей Медведев.

Он также отметил, что инструменты оценки удалось имплементировать в систему принятия решений, связанных с достижением национальных целей – прежде всего имеется ввиду нацпроект «Наука», а сейчас «Наука и университеты». Такой результат как «обновление приборной базы» увязан с категорией ведущей организации, т.е. тех научных организаций, которые по результатам оценки отнесены к первой категории. «Наверное, было бы целесообразно распространить результаты оценки в том числе и на иные результаты нацпроектов», – сказал замминистра.

Среди принципов оценки научной результативности в 2021 году Алексей Медведев назвал повышение качества экспертной оценки: расширение корпуса экспертов, возможность привлечения к оценке российских научных организаций, в том числе и международных экспертов. Кроме того, планируется усилить качественную составляющую, отойти от чистой наукометрии. Среди инструментов Алексей Медведев назвал возможность использования социологического анализа и учет репутационных характеристик научных коллективов – диссертационных советов, защит диссертаций.

Также заминистра предложил отойти от принципа ведомственной оценки и сформировать единую систему научного аудита. «Это предложение необходимо открыто обсуждать на разных площадках. Рассматриваем Профессорский форум как одну из таких площадок, и, безусловно, основное обсуждение должно состояться на площадке Российской академии наук», - подытожил Алексей Медведев.

Пётр Кучеренко участвовал в работе двух секций: Президентов вузов РФ и «Повышение качества высшего образования. ФГОС 3++: проблемы внедрения и сопряжения с профессиональными стандартами».

Приветствуя участников секции, посвященной повышению качества высшего образования, замминистра сказал: «Вы представляете подлинную элиту российского общества, научный, интеллектуальный и творческий золотой запас нашей страны. Независимая оценка сегодняшних ФГОСов, повышение ее качества и другие вопросы, которые планируется обсудить на этой секции, – безусловно важны как для министерства, так и для всех работающих в высшей школе. Желаю вам содержательной дискуссии, результаты которой мы ждем в министерстве. Двери министерства всегда открыты для отечественной профессуры».

Дискуссия в рамках секции затрагивала вопросы персональной общественной аккредитации, разработки модели независимой оценки качества, определения требований к квалификации экспертов, использования международного опыта аккредитации. Участники секции Президентов вузов РФ обсудили практики работы и перспективы расширения полномочий президентов вузов, а также разработку предложений по повышению эффективности использования потенциала президентов университетов.

Андрей Омельчук на совместном заседании Общественных советов при Рособрнадзоре, Минобрнауки и Минпросвещения России представил профессорскому сообществу доклад о разработанном Минобрнауки России национальном проекте «Наука и университеты». Общественно значимыми результатами реализации нацпроекта он назвал доступность высшего образования во всех регионах страны, повышение привлекательности карьеры в области науки и высшего образования, а также внедрение результатов отечественных исследований и разработок в экономику и социальную сферу. Среди целей реализации нацпроекта замминистра обозначил такие показатели как: увеличение к 2030 году количества очных бюджетных мест до 480,2 тысяч (сейчас 358,8 тысяч), выход России на 10 место в мире по объему НИОКР в секторе высшего образования (сейчас 18 место) и достижение паритетного финансирования расходов на исследования и разработки из бюджетных и внебюджетных источников (сейчас соотношение внебюджетных и бюджетных источников в составе затрат составляют 0,55).

Читать также