Разрушители стереотипов: неженские профессии

На фото: Олеся Шерстобитова с командой 

Сегодня почти не осталось сфер деятельности, где бы женщины не трудились наравне с мужчинами. И хоть уже никого не удивляют девушки, работающие полицейскими и астронавтами, стереотипы о существовании так называемых «неженских профессий» еще сохранились. Помочь в борьбе с этим явлением нам помогут:  инженер-конструктор Олеся, будущий космонавт Анжелика и специалист в области агроинженерии Вера.  

Ее ждут в АВТОВАЗе 

Магистрант Тольяттинского государственного университета Олеся Шерстобитова выбрала для себя профессию инженера-конструктора. Она еще не окончила вуз, но уже востребована на АВТОВАЗе – крупнейшем производителе автомобилей в России и Европе.

Еще не так давно автомобилестроение считалось чисто мужским делом, но теперь к созданию машин активно подключились и женщины. Олеся учится на втором курсе магистратуры по направлению «Машиностроение», является членом студенческой инженерно-гоночной команды Togliatti Racing Team проекта «Формула Студент» и работает инженером-конструктором отдела архитектуры автомобиля службы инжиниринга АО «АВТОВАЗ». 

«Олеся пришла в наш проект на первом курсе, она тогда только окончила школу, но уже через два месяца спроектировала педальный узел гоночного болида, который пошел в серию, – вспоминает заведующий кафедрой проектирования и эксплуатации автомобиля института машиностроения ТГУ Александр Бобровский. – В последние два года она является главным компоновщиком болидов, то есть, Олеся фактически главный конструктор наших машин. Не перестаю удивляться той легкости, с которой она находит оригинальные и интересные технические решения, которые мне, человеку, занимающемуся проектированием автомобилей 25 лет, не приходили в голову». 

Компоновкой машин Олеся занимается и на АВТОВАЗе, совмещая работу и учебу. «Иногда задумываюсь, попала бы я на эту работу, если бы не была задействована в университетском проекте “Формула Студент”. Однозначно, мне было бы сложнее, поскольку знание того, как устроен автомобиль, как работать в определенных программах позволяют легче производить компоновку здесь, на крупном предприятии», – говорит студентка. 

В детстве Олеся чаще играла с машинками, чем с куклами, и очень любила черчение и моделирование, поэтому после окончания школы проблем с выбором профессии не было: «Учиться вроде бы сложно, так как в отличие от мальчиков некоторые моменты мне становятся понятными не сразу, но с тем, что не ясно, всегда готовы помочь и преподаватели, и одногруппники, и коллеги по работе. Что касается практики, то больше всего мне пригодились пары по конструкции автомобиля. Мы слушали теорию, а затем спускались в гараж и сразу воплощали в жизнь все услышанное. Сейчас у меня уже давно нет страха новичка, что могу сделать неправильно или у меня что-то не получится. Я просто ежедневно делаю свою работу, развиваясь как специалист».

Профессию инженера Олеся ценит и считает творческой. По ее мнению, она дает возможность развиваться сразу в нескольких направлениях. «Надеюсь, что и через пять, и через 20 лет моя профессиональная деятельность будет связана с инженерией, –  мечтает Олеся Шерстобитова. – А еще мне кажется, сейчас уже нет разграничения между женской и мужской профессией, они стали универсальными».

Буду космонавтом 

МАИ.jpeg

Выпускница Московского авиационного института Анжелика Парфёнова хочет стать космонавтом. Ради этого она получила инженерную специальность, а сейчас учится в Сасовском летном училище гражданской авиации.

«Всерьез я задумалась о том, чтобы стать космонавтом, в 10-м классе. Я стала искать информацию и прочитала в одном из известных журналов, что космонавтами чаще всего становятся инженеры. Поэтому я выбрала ведущий вуз, готовящий специалистов по этому направлению, – МАИ», – рассказывает выпускница.

Анжелика поступила в институт № 6 «Аэрокосмический» МАИ на специальность «Эксплуатация и испытания КА, средств межорбитальной транспортировки и их технологического оборудования». Во время обучения ее мечта окрепла, и после выпуска Анжелика решила стать чуть ближе к космосу, освоив навыки пилота: «Мне хотелось летать, и я рассудила, что, поступив в летное училище, лучше увижу свой дальнейший путь, возможно, дозрею до инженерного дела, а может быть мне настолько понравится, что останусь в авиации. Но сейчас, на последнем курсе летного училища, я все еще мечтаю о космосе». 

Анжелику не смущает, что космонавтика традиционно считается сферой, в которой редко можно встретить женщин. Она уверена, что с каждым годом девушек на отборе в отряд космонавтов будет только больше.

Чтобы стать космонавтом, Анжелике нужно отработать три года инженером. Во время учебы в МАИ она уже отработала два из них. Также ей необходимо сдать спортивные нормативы: «Часть нормативов я сдаю каждый год в летном училище и уже знаю, что соответствую. Другие, например, прыжки на батуте, мы не сдаем, но я стараюсь подготовиться самостоятельно. Так что моя цель – выполнить все требования, предъявляемые при отборе, и попасть в отряд космонавтов. Я из простой семьи, из города в глубинке, и уверена, что всего нужно добиваться самостоятельно, не надеяться на кого-то. Главное – не сдаваться и идти к своей цели».  

Она будет мастерить системы в агропромышленном комплексе 

DSC_3199.jpg

Студентка Донского государственного технического университета Вера Алексеенко планирует работать в АПК. Вера учится на специальности «Агроинженерия» и будет специалистом по использованию современных инженерных, технических и технологических систем в агрокомплексе. 

«Я выбрала эту специальность потому, что моя жизнь с самого детства была связана с сельским хозяйством. Меня всегда тянуло к технике, я приезжала к отцу на работу и расспрашивала его, как работает техника, что от чего зависит и где находится», – рассказывает Вера. 

Студентка отмечает, что никаких трудностей в обучении у нее пока не возникает: «Я сейчас на первом курсе, но уже четко понимаю, что методика подготовки студентов проработана от и до, и к каждому есть свой подход. Она доступна не только мужчинам, но и нам, девочкам. Это и позволяет разобраться в технике не хуже других».  

Учебная группа Веры с первых дней начала заниматься проектной деятельностью и участвовать в конкурсах. Например, на Днях навигации они начали работать над проектом «Сервис подбора форсунок для системы AmaSelect в опрыскивателях Amazone». А практика у них будет проходить в Ростсельмаше, Агротехнологическом холдинге «Бизон Трейд», Clever, австрийской компании Wintersteiger.

Декан факультета «Агропромышленный» ДГТУ Дмитрий Рудой отмечает: «Мы привыкли, что практически все профессии делятся на мужские и женские. Но в современном мире женщины все чаще осваивают профессии, которые совсем недавно считались сугубо мужскими. На нашем факультете обучаются девушки на направлениях: агроинженерия, наземные транспортно-технологические средства, комплексы, технологические машины и оборудование и прикладная механика. Девушки не в меньшей степени проявляют смекалку в вопросах инженерной направленности как во время образовательного процесса, так и во время проектирования».