В Минобрнауки России обсудили развитие инклюзивного образования
26.04.2021
В Министерстве науки и высшего образования РФ под председательством Валерия Фалькова прошло заседание Совета по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов.
«Важна роль высшего образования в социализации и адаптации людей с ограниченными возможностями, в их профессиональной ориентации и последующем трудоустройстве», — подчеркнул Валерий Фальков.
На встрече обсудили работу ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ). Центры занимаются развитием инклюзивного образования, организацией обучения и сопровождения лиц с инвалидностью в вузах. Сотрудники центров помогают инвалидами на этапах поступления в университет, обучения и последующего трудоустройства. Кроме того, они работают не только со студентами и абитуриентами, но и их родителями, профессорско-преподавательским составом университета и администрацией вуза, а также с потенциальными работодателями. Благодаря деятельности центров растет число учащихся с ограниченными возможностями в российских университетах. Сегодня в России действует 21 ресурсный центр, оказывающий помощь студентам в 590 вузах.
«Необходимо совершенствование деятельности РУМЦ. Требуется оценить наличие ресурсов в центрах, пересмотреть направления их работы. Должно быть выстроено эффективное взаимодействие между центрами, вузами и министерством», — рассказал Валерий Фальков.
В 2021 сетью РУМЦ запланирован ряд мер по поддержке лиц с инвалидностью. Среди них создание сетевой библиотеки с информационными материалами о результатах развития инклюзивного образования, обучение кураторов учебной и производственной практики взаимодействию с инвалидами и информационное продвижение возможностей сети РУМЦ.
Также сеть РУМЦ разработает программы повышения квалификации с учетом компетентностных потребностей выпускников вузов с инвалидностью. Программы призваны способствовать трудоустройству выпускников, они будут размещены на образовательной платформе «Открытое образование» в формате онлайн-курсов.
На заседании был представлен Долгосрочный план по внедрению инклюзивного высшего образования в РФ на период до 2030 г. Основная задача плана — обеспечить ежегодный прирост в вузах обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья не менее, чем на 10%. При этом к 2030-му году доля организаций высшего образования, в которых такие условия созданы, должна достигнуть 79,9% . План предусматривает более 35 мер и событий.
Также участники заседания обсудили инициативу по внесению в законодательство изменений, согласно которым люди, потерявшие возможность работать по своей специальности из-за инвалидности, смогут получить среднее профессиональное или высшее образование бесплатно.
«Если человек получил одно среднее или высшее образование, а затем получил инвалидность и не может работать по первой специальности, ему должна быть предоставлена возможность получить второе образование на бюджетной основе», — пояснил автор инициативы депутат Государственной Думы Олег Смолин.
Инициатива реализуется совместно с Минобрнауки России.
«Важна роль высшего образования в социализации и адаптации людей с ограниченными возможностями, в их профессиональной ориентации и последующем трудоустройстве», — подчеркнул Валерий Фальков.
На встрече обсудили работу ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ). Центры занимаются развитием инклюзивного образования, организацией обучения и сопровождения лиц с инвалидностью в вузах. Сотрудники центров помогают инвалидами на этапах поступления в университет, обучения и последующего трудоустройства. Кроме того, они работают не только со студентами и абитуриентами, но и их родителями, профессорско-преподавательским составом университета и администрацией вуза, а также с потенциальными работодателями. Благодаря деятельности центров растет число учащихся с ограниченными возможностями в российских университетах. Сегодня в России действует 21 ресурсный центр, оказывающий помощь студентам в 590 вузах.
«Необходимо совершенствование деятельности РУМЦ. Требуется оценить наличие ресурсов в центрах, пересмотреть направления их работы. Должно быть выстроено эффективное взаимодействие между центрами, вузами и министерством», — рассказал Валерий Фальков.
В 2021 сетью РУМЦ запланирован ряд мер по поддержке лиц с инвалидностью. Среди них создание сетевой библиотеки с информационными материалами о результатах развития инклюзивного образования, обучение кураторов учебной и производственной практики взаимодействию с инвалидами и информационное продвижение возможностей сети РУМЦ.
Также сеть РУМЦ разработает программы повышения квалификации с учетом компетентностных потребностей выпускников вузов с инвалидностью. Программы призваны способствовать трудоустройству выпускников, они будут размещены на образовательной платформе «Открытое образование» в формате онлайн-курсов.
На заседании был представлен Долгосрочный план по внедрению инклюзивного высшего образования в РФ на период до 2030 г. Основная задача плана — обеспечить ежегодный прирост в вузах обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья не менее, чем на 10%. При этом к 2030-му году доля организаций высшего образования, в которых такие условия созданы, должна достигнуть 79,9% . План предусматривает более 35 мер и событий.
Также участники заседания обсудили инициативу по внесению в законодательство изменений, согласно которым люди, потерявшие возможность работать по своей специальности из-за инвалидности, смогут получить среднее профессиональное или высшее образование бесплатно.
«Если человек получил одно среднее или высшее образование, а затем получил инвалидность и не может работать по первой специальности, ему должна быть предоставлена возможность получить второе образование на бюджетной основе», — пояснил автор инициативы депутат Государственной Думы Олег Смолин.
Инициатива реализуется совместно с Минобрнауки России.