Цифровая среда: в российских вузах IT-компетенции осваивают студенты и преподаватели

Наука и образование

В уже минувшем Году науки и технологий в программы подготовки бакалавров и специалистов российских вузов внедрены учебные модули по формированию у студентов цифровых компетенций. В целях формирования кадрового потенциала для цифровой экономики в российских университетах на 25% увеличено количество бюджетных мест по IT-специальностям. Кроме того, в вузах появились должности цифровых ректоров и проректоров. 

На должности руководителей, ответственных за цифровую трансформацию, в  751 образовательной организации (496 головных вузах и 255 филиалах) назначены 9 ректоров, 70 первых проректоров и 426 проректоров. В 234 образовательных организациях за развитие цифровизации отвечает сотрудник в должности директора департамента или IТ-отдела и ниже. Кроме того, курсы повышения квалификации в части цифровых компетенций в течение прошлого года прошли 16 189 преподавателей вузов.

Также в 2021 году в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования на уровнях бакалавриата и специалитета были включены цифровые компетенции. Они были внедрены в образовательный процесс во всех российских вузах с 1 сентября 2021 года. Помимо того, в 2021/2022 учебном году в образовательные программы вузов были интегрированы учебные модули в части цифровых компетенций, разработанные Минобрнауки России совместно с Федеральным учебно-методическим объединением. 

Обучение цифровым компетенциям в высших учебных заведениях направлено на подготовку высококвалифицированных кадров для цифровой экономики. Новые образовательные модули дадут студентам понимание принципов работы современных информационных технологий и позволят развивать способности в разработке алгоритмов и компьютерных программ, пригодных для практического применения. 

В целях формирования кадрового потенциала для цифровой экономики в российских вузах увеличено число бюджетных мест по IT-специальностям. В 2021/2022 учебном году их количество составило 80 тыс., что на 25% больше по сравнению с предыдущим годом. В новом, 2022/2023 учебном году планируется отвести на направления подготовки в сфере информационных технологий порядка 92 тыс. бюджетных мест в разных регионах страны. Таким образам, переход на цифровые рельсы идет по всем направлениям высшего образования. 

В цифровую среду абитуриенты погружаются еще на этапе подачи документов в вуз. С 2020 года в стране работает суперсервис «Поступай в вуз онлайн», благодаря которому будущие студенты могут  дистанционно подавать документы без бумажных заявлений, очередей и личного посещения приемных комиссий, а также отслеживать процесс зачисления. В 2021 году суперсервисом воспользовались порядка 44,5 тыс. абитуриентов, они подали около 480 тыс. заявлений в 442 вуза и 93 филиала. 


Читать также