За прошедший год число студентов из Китая в российских вузах увеличилось на 10%

Международное сотрудничество
Современные кампусы, востребованная специальность и возможность окунуться в русскую культуру: почему китайские студенты выбирают российские вузы

С каждым годом растет количество китайских студентов, которые выбирают российские университеты. Сегодня в вузах РФ, в том числе в их зарубежных филиалах, обучается 32,6 тыс. граждан Китайской Народной Республики, что на 3 тыс. больше, чем в прошлом году. В каких университетах получают образование студенты из Китая, и почему они выбрали именно Россию — читайте в материале Минобрнауки России.

В этом учебном году для граждан Китая Правительством РФ выделена квота в объеме 1011 мест. Как правило, китайские студенты, которые учатся в российских вузах в пределах квоты, выбирают такие направления подготовки, как филология, лингвистика, языкознание и литературоведение, зарубежное регионоведение и экономика.

Большинство китайских граждан получают образование в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина, Российском университете дружбы народов, Казанском (Приволжском) федеральном университете, Московском педагогическом государственном университете, Московском государственном лингвистическом университете, Национальном исследовательском университете «МЭИ», Дальневосточном федеральном университете и других вузах нашей страны.

Как сообщил ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Олега Ястребов, в этом вузе обучается 1,1 тыс. студентов из КНР, каждый четвертый из них — на «бюджете». Наиболее популярные направления среди китайских студентов РУДН — «Экономика», «Лингвистика» и «Менеджмент». Среди программ подготовки в аспирантуре самая востребованная — «Языкознание и литературоведение».

Многие студенты из Китая останавливают свой выборы на вузах Дальнего Востока. В одном только Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) сегодня учится 1,5 тыс. китайских студентов. Вузом заключено 23 соглашения об академических обменах с университетами КНР.

Сун Цивэнь, студент бакалавриата по направлению «Международные отношения» Восточного института ДВФУ, как и многие его соотечественники, решил учиться в России, потому что хотел выучить русский язык и познакомиться с культурой, сильно отличающейся от китайской. Специальность «Международные отношения» он выбрал, так как еще со школы начал интересоваться политикой и историей. По мнению студента, одна из самых интересных в политике тем — история и развитие взаимоотношений между Россией и Китаем.

«Сейчас я учусь в Дальневосточном федеральном университете, который расположен на острове Русский в красивой бухте Аякс. Это один из самых современных университетов России, расположен близко к Китаю, здесь отличные общежития с хорошими условиями», — рассказывает Сун Цивэнь.

Большой интерес граждане Китайской Народной Республики традиционно проявляют и к Казанскому (Приволжскому) федеральному университету (КФУ), сегодня здесь обучаются 1,5 тыс. граждан Китая. КФУ развивает сотрудничество с 33 научно-образовательными центрами Китая, в том числе с Пекинским университетом технологии и бизнеса, Пекинским университетом и Пекинским транспортным университетом. При поддержке китайских коллег в вузе развиваются центры китайского языка, где студентов обучают китайскому языку и проводят научные исследования в области культуры и истории Китая.

Сотрудничество двух стран в сфере образования развивается и в части открытия совместных образовательных организаций на базе китайских университетов. Например, партнерскую сеть в области науки, образования и технологий с вузами в Китае создал Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ, Политех).

Питерский Политех стал первым российским вузом, который открыл свое официальное представительство в КНР, в Шанхае. Множество ведущих вузов Китая — лидеров мировых рейтингов — партнеры СПбПУ, в частности, Университет Цинхуа, который входит в топ-20 университетов мира и с которым создана совместная лаборатория по проведению исследований в области аэрокосмических и электронных технологий. В данный момент два вуза готовят программу совместных аспирантур.

Еще одним ярким примером эффективного партнерства с китайскими вузами проректор по международной деятельности СПбПУ Дмитрий Арсеньев считает сотрудничество с Цзянсуским педагогическим университетом. Оно реализуется в рамках образовательного проекта по созданию Совместного инженерного института, стартовавшего в 2016 году.

«Обучение по сетевым образовательным программам ведется как на базе китайского университета, так и в СПбПУ на русском языке. Среди направлений, по которым осуществляется подготовка, инфокоммуникационные технологии и системы связи, машиностроение, электроника и промышленный дизайн. Суммарно за семь лет студентами института стали свыше двух тысяч граждан Китая, лучшие из которых имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре», — отметил Дмитрий Арсеньев.

Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н.Э. Баумана более 20 лет сотрудничает с Харбинским политехническим университетом. Сейчас реализуется совместная образовательная программа бакалавриата по направлению «Космические аппараты и ракеты-носители», по которой уже прошли обучение около 100 студентов.

Три года назад на базе Харбинского политехнического университета состоялось открытие совместного Российско-Китайского института им. Н.Э. Баумана. Как сообщили в управлении международного научно-образовательного сотрудничества МГТУ, такая структура позволила развивать сотрудничество между вузами на более системном уровне.

С 1 сентября этого года будет проводиться ежегодный набор студентов на новую совместную бакалаврскую образовательную программу «Инженерная экология техносферы», реализуемую на базе кафедры Э9 («Экология и промышленная безопасность»). В настоящее время ведется также разработка бакалаврской совместной образовательной программы на базе кафедры «Динамика и управление полетом ракет и космических аппаратов». Кроме того, Харбинский политехнический университет выступает одним из главных партнеров МГТУ по приему абитуриентов на англоязычную программу магистратуры «Физико-химические технологии защиты окружающей среды».

Еще одно значимое направление российско-китайского межвузовского сотрудничества — деятельность ассоциаций профильных вузов России и Китая, которая направлена на обмен ресурсами между вузами и развитие двустороннего сотрудничества в сфере высшего образования, в том числе на межрегиональном уровне. Сегодня успешно работают такие вузовские ассоциации, как Ассоциация технических университетов России и Китая, Ассоциация вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных регионов Китая, Российско-Китайская ассоциация экономических университетов и другие.

Наконец, в Шэнчжене работает Совместный российско-китайский университет, созданный Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Пекинским политехническим институтом. В настоящий момент в Совместном университете обучается 1,3 тыс. студентов и аспирантов не только из России и Китая, но и из стран СНГ и дальнего зарубежья.


Читать также