На ПМЭФ обсудили роль молодежных медиа в формировании ценностного фундамента нового поколения

В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) состоялась панельная дискуссия «Молодежные медиапроекты: проводники смыслов и инструменты влияния». 

Участие в дискуссии приняли эксперты в области образования, новых медиа и молодежной политики, а также представители Студенческого Медиацентра Минобрнауки России, объединяющего более 1500 медийщиков из 30 регионов страны. Они обсудили ключевую роль студенческих СМИ в формировании гражданской идентичности, информационной грамотности и ценностных ориентиров молодежи.

Как подчеркнула модератор дискуссии, первый проректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Анна Гуреева, современные медиа предоставляют молодым людям широкие возможности для профессионального роста, однако не менее важной остается задача воспитания осознанных граждан, способных транслировать ключевые ценности России.

В ходе обсуждения замглавы Минобрнауки России Ольга Петрова подчеркнула значимость студенческих медиа в реализации национальных целей, обозначенных в Указе Президента № 309.

«Студенческие медиа — это про социальную ответственность, про патриотизм, про реализацию талантов. Каждый сюжет, который создают ребята, — это вклад в наше общее дело. Они помогают нам лучше понимать запросы молодежи и действовать эффективнее», — отметила Ольга Петрова.

Замминистра также рассказала о медиаэстафете, посвященной Дню России, и других инициативах, таких как конкурс «Моя страна — моя Россия», которые вовлекают студентов в осмысление базовых ценностей.

Особое внимание было уделено курсу «Основы российской государственности», который за два года прослушали 1,8 млн студентов. Введение этого курса в 2023 году стало важным шагом в укреплении идеологического фундамента образования. Как отметила Ольга Петрова, несмотря на первоначальные опасения, курс получил широкую поддержку среди преподавателей и студентов.

«Наконец-то это появилось — востребованность была огромной. Курс не теоретический, а практико-ориентированный: студенты хотят обсуждать, высказываться, получать ответы на актуальные вопросы», — подчеркнула замминистра.

В 2024 году проект продолжит развиваться: запланирована Олимпиада по основам российской государственности, а также обновление методических материалов совместно с Российским обществом «Знание».

«Сегодня очень важно использовать разные форматы и инструменты для вовлечения молодых людей в диалог, развития их талантов и гражданской позиции. Особое внимание стоит уделить вопросам патриотического воспитания, социальной ответственности и исторической преемственности. Наша задача — не просто информировать, а создавать условия для осмысленного участия молодежи в жизни страны. Ведь все их проекты и идеи — это неоценимый вклад в будущее России»,  — отметила заместитель генерального директора Общества «Знание» Ирина Карих.

Как отметил заместитель генерального директора президентской платформы «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля, проект «Центры компетенций» уделяет особое внимание не только профессиональным и надпрофессиональным компетенциям, но и базовым ценностям, лежащим в основе формирования личности.

«В рамках проекта разработаны инструменты для оценки шести ключевых ценностей: семья, патриотизм, бережное отношение к природе, спорт и здоровый образ жизни. В рамках проекта разработаны инструменты для оценки шести ключевых ценностей: семья, патриотизм, бережное отношение к природе, спорт и здоровый образ жизни. Диагностика проводится без шаблонных вопросов, что позволяет точнее определить, насколько молодежь осознает и разделяет нравственные принципы и помочь в формировании общероссийской гражданской идентичности, скорректировав индивидуальные траектории развития, например, через образовательные курсы или медиапроекты, – сказал Дмитрий Гужеля. – Сегодня Минобрнауки России, которое активно поддерживает студенческие СМИ, президентская платформа «Россия – страна возможностей» через проекты «ТопБЛОГ», «Мастерская новых медиа» стремится донести - важно создавать не просто информационные материалы, а осмысленные истории, что позволяет эффективно передавать смыслы и укреплять ценностные ориентиры».