Три истории про ученых, которые вернулись развивать науку в России

На фото: Владимир Гутерман, профессор Южного федерального университета

Сделать Россию привлекательной для работы российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей – одна из целей нацпроекта «Наука».  О том, как российские ученые получали образование и работали за границей и почему вернулись обратно – в нашем материале. 

Молодой ученый ВГТУ вернулся с Тайваня 

вгту.JPG

Иван Попов во время учебы на первом курсе магистратуры на кафедре строительной механики Воронежского государственного технического университета получил правительственную стипендию «Taiwan Scholarship» и уехал учиться в магистратуру Национального тайваньского технического университета. Так и получилось, что он изучал параллельно две магистерские программы и учил традиционный китайский язык в Университете китайской культуры. После окончания магистратуры по строительным материалам в Тайване он поступил там в аспирантуру (PhD Program). 

«Тогда я понял, что хочу реализовать себя в научной сфере, – поделился молодой ученый. – У нас были идеальные условия: обучение на бюджетное основе, стипендия, круглосуточный доступ к оборудованной экспериментальной лаборатории, команда магистрантов в качестве помощников». Иван принимал активное участие в международном научно-исследовательском проекте при поддержке РФФИ и Национального научного совета Тайваня, в рамках которого защитил диссертацию на тему «Теоретические и экспериментальные исследования динамических характеристик бетонных балок с учетом внутреннего трения». В работе был предложен аналитический неразрушающий метод контроля целостности такого несущего элемента, как бетонные балки, при ударе прямоугольным призматическим стержнем с плоским торцом. 

«Полученная мной ученая степень PhD признается более чем в 100 странах мира. После защиты мне стали поступать предложения от работодателей из Германии, Тайваня, Сингапура и других мест, но я решил вернуться на Родину. Я люблю свою страну, и, чувствуя в себе потенциал, который мог бы быть полноценно реализован на благо России, без тени сомнения вернулся в Воронеж», – добавил Иван. 

С 2017 года он возглавляет Центр публикационной активности Воронежского государственного технического университета, цель которого – содействие повышению показателей результативности научно-исследовательской деятельности вуза и его конкурентоспособности на мировом рынке научно-образовательных услуг. Кроме того, он является руководителем проекта, направленного на исследование явления внутреннего трения в бетонах и полимербетонах, а также занимается педагогической деятельностью на кафедре технологии, организации строительства, экспертизы и управления недвижимостью ВГТУ. Совместно с Университетом Генуи разрабатывает англоязычную магистерскую программу двойных дипломов «Инженерная реставрация зданий и сооружений городской застройки» и читает курс для магистрантов по инновационным строительным материалам на английском языке.

Ученый ПетрГУ вернулся из США (через Швецию и Финляндию) 

ПетрГУ.jpg

Научная деятельность доцента кафедры английского языка Петрозаводского государственного университета Игоря Краснова неразрывно связана со стажировками за рубежом: Летний университет Умео (Швеция), Университет Джорджа Мейсона, Колледж Св. Схоластики и Университет Св. Мартина (США), Университет Юливиеска (Финляндия) и другие. Начиная с 1993 года ученый занимается темой межкультурной коммуникации и образования. Итогом стажировок стал разработанный мобильный курс по межкультурной коммуникации, который был прочитан уже в нескольких зарубежных университетах и сегодня активно развивается в онлайн-формате. Предпосылкой создания курса послужило приглашение Игоря Краснова в Университет прикладных наук Centria, Юливиеска (Финляндия) в 2006 году, где предлагалось преподавать курс по поликультурному образованию финским и иностранным студентам на английском языке. 

«Развитие межкультурного общения, глобализация, академическая мобильность, Интернет, средства связи – все это способствует созданию понимания российской культуры во всем ее многообразии. Зарубежным студентам я говорю о ценностях, стереотипах, культурном шоке. С другой стороны, полученный опыт за рубежом я включаю в лекции по страноведению и истории в ПетрГУ, публикую статьи по межкультурной коммуникации», – рассказывает Игорь Краснов.

В течение 2018/2019 учебного года Игорь работал в качестве приглашенного преподавателя в Университете Св. Мартина (штат Вашингтон, США) по программе Фулбрайта. Вместе с коллегами он вел два курса по мировой и сравнительной литературе (Russian and American Short Story/Russian Literature and Film), а также авторский курс на факультете образования Diversity and Social Context in the Classroom. 

Ученый из ЮФУ вернулся из Южной Кореи 

Владимир Гутерман, профессор кафедpы электpохимии и главный научный сотрудник химического факультета Южного федерального университета, работал над созданием литий-серных аккумуляторов, получением и исследованием электрокатализаторов для топливных элементов в Южно-Корейском Институте передовых технологий корпорации Samsung. Затем вернулся в РГУ (сейчас – ЮФУ) и организовал Лабораторию «Новые материалы для электрохимической энергетики».

В декабре 2001 года, после защиты докторской диссертации, Владимир Гутерман был приглашен на работу в Samsung Advanced Institute of Technology, South Korea. «Первоначально московский офис компании предложил сделать доклад о результатах исследований, и у меня была некоторая надежда, что можно выполнять проект по их заказу здесь, в ЮФУ. Прослушав доклад, менеджеры Samsung Advanced Institute of Technology пригласили меня посетить институт, а уже следующим этапом стало предложение заключить годовой контракт и поработать в Корее. Статус научного сотрудника этого института и вообще ученого-исследователя в Корее очень высок. Корейские дети, узнав кем и где я работаю, выстраивались в очередь за автографом», – рассказал доктор химических наук Владимир Гутерман.

Первый год команда ученых занималась созданием литий-серных аккумуляторов, но потом стало ясно, что выйти на установленные показатели не удается и проект закрыли. Далее обновленная команда начала разработку водородо-воздушных топливных элементов, и Владимиру Гутерману дважды предлагали продлить контракт. По словам ученого, новая тематика его заинтересовала. Кроме того, определились грандиозные перспективы развития и становления водородной энергетики в мире. Владимир Гутерман занимался получением и исследованием электрокатализаторов для топливных элементов и понял, что подобные проекты можно выполнять и в домашних условиях – в Южном федеральном университете. 

На рубеже 2006-2007 годов из числа студентов Химического факультета ЮФУ Владимиром Гутерманом была создана Студенческая научно-исследовательская лаборатория «Новые материалы для электрохимической энергетики». Тематика исследований – получение наноструктурных катализаторов для низкотемпературных топливных элементов с протонообменной мембраной, изучение связи их функциональных характеристик с составом и структурой. «Опираясь на актуальность тематики, мы стали выигрывать гранты РФФИ, ЮФУ и программы ”УМНИК”, получать призы на различных конференциях, побеждать в престижных конкурсах, публиковать результаты исследований в международных журналах первого квартиля», – добавил профессор. 

В 2011 году Владимира Гутермана вновь пригласили в Samsung Advanced Institute of Technology, но он принял решение продолжить развивать науку в России и остался в ЮФУ. 

«Может показаться, что все это случилось закономерно, – так, как и должно было. На самом деле, все наше ”движение вверх” требовало большого труда и веры в себя, все время приходилось что-то доказывать и себе, и другим. Южный федеральный университет и сейчас не останавливается на достигнутом, продолжает двигаться вперед», – заключил Владимир Гутерман.