Ученые научились прогнозировать проницаемость лекарств

Новая технология прогноза проницаемости лекарств позволит повысить их эффективность и минимизировать побочные эффекты. Для этого ученые использовали барьер PermeaPad — мембрану, по свойствам максимально приближенную к тканям кишечного эпителия. Результаты исследования Института химии растворов имени Г.А. Крестова РАН (ИХР РАН) важны для быстрого и эффективного скрининга проницаемости веществ.

Как отмечают специалисты, постоянный спрос фармацевтического рынка на более эффективные и безопасные препараты приводит к разработке новых соединений и модификации существующих. Потому важно знать, как взаимосвязаны структура и свойства новых лекарств. Это станет инструментом для разработки соединений с заданными свойствами и минимальными побочными эффектами.

«В наших экспериментах барьер PermeaPad был использован для измерения проницаемости 34 лекарственных соединений различной структуры, включая кислоты, основания, нейтральные молекулы и амфолиты. Наилучшая корреляция была получена в рамках растворно-диффузионной теории. Она предполагает прохождение молекулой вещества водного слоя на границе с мембраной и липидного слоя мембраны», — сообщил доктор химических наук, заведующий лабораторией физической химии лекарственных соединений ИХР РАН Герман Перлович.

В рамках работы на отдельных соединениях химики протестировали влияние гидроксипропил-циклодекстрина на проницаемость. Именно этот полисахарид входит в состав многих лекарственных форм. Он обладает хорошей растворимостью в воде и не токсичен.

«В нашем научном подразделении эксперименты по исследованию проницаемости по нескольким методикам проводятся более 15 лет. За эти годы мы увидели, что преимуществами обладает биомиметический барьер PermeaPad на основе соевого лецитина S-100. Этот барьер моделирует липидные слои клеточных мембран и имеет ряд других преимуществ», — рассказала кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории физической химии лекарственных соединений ИХР РАН Татьяна Волкова.

Волкова Т.В. за работой на ячейке Франца (2).png

Исследование осуществлялось при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках научного направления «Разработка новых фармацевтических форм лекарственных соединений и материалов биомедицинского назначения».

Используемое в работе оборудование закуплено на грант для обновления приборной базы в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» национального проекта «Наука и университеты».

Результаты опубликованы в Journal of Molecular Liquids