Передовые инженерные школы: конкурентная среда станет стимулом для участников проекта

Новости Министерства

В рамках IX Международного форума технологического развития «Технопром-2022» заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко принял участие в панельной дискуссии «Передовые инженерные школы». Ее модератором выступил Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.

В рамках дискуссии обсуждалась трансформация системы подготовки инженерных кадров под запросы ведущих высокотехнологичных компаний, масштабное повышение квалификации преподавательского состава и действующих инженеров в высокотехнологичном бизнесе, а также новые продукты, технологии и материалы, которые появятся в ходе работы инженерных школ.

Дмитрий Чернышенко напомнил, что «Передовые инженерные школы» — это федеральный проект, созданный на основе одной из 42 стратегических инициатив, утвержденных Председателем Правительства Михаилом Мишустиным. В конце июня завершился конкурсный отбор. Победителями стали 30 вузов из 15 регионов. 1 сентября в них по новым образовательным программам начнут обучение 200 будущих инженеров нового формата. Вице-премьер также добавил, что планируется провести вторую волну отбора передовых инженерных школ.

«Статус передовой инженерной школы нужно будет постоянно отстаивать. Как и в случае с научно-образовательными центрами мирового уровня, мы будем проводить ротацию инженерных команд по результатам сквозного рейтинга. Это станет стимулом для участников работать более качественно. Мы видели, какой конкурс был среди вузов страны, и у нас длинная «скамейка запасных». Деятельность передовой инженерной школы должна заканчиваться выпуском реального изделия, полезного для экономики. Студенты будут принимать участие в разработке продуктов для отечественных предприятий. Окончательные списки проектов формируются вузами совместно с технологическими партнерами. Основной акцент, как мы видим, делается на выполнение поручений Президента по созданию собственных инновационных разработок для предприятий и достижение технологического суверенитета», — сказал Дмитрий Чернышенко.

В свою очередь Валерий Фальков обратился к представителям вузов-победителей конкурсного отбора по созданию Передовых инженерных школ. По его словам, университетам предстоит решить несколько задач: трансформировать систему подготовки современных инженерных кадров, проверить программу развития своей инженерной школы на соответствие названия и содержания, поставить перед собой четкие задачи и сроки их выполнения, а также сформировать сильные команды передовых инженерных школ и укреплять лидерство.

«Ротация неизбежна, это нужно понимать и приложить все силы для продуктивной работы уже сейчас. Мы видим, что участие в проекте по передовым инженерным школам начало работать на имидж ваших вузов, знаем, как это ценят региональные власти. Сейчас вы находитесь на старте проекта, однако времени на раскачку нет, мы ждем от вас серьезных результатов», — подчеркнул глава Минобрнауки России.

В рамках дискуссии Дмитрий Чернышенко и Валерий Фальков также обратили особое внимание на необходимость тиражирования и масштабирования лучших образовательных практик и форматов взаимодействия с индустриальными партнерами на все университеты страны.

Как отметил губернатор Новосибирской области Андрей Травников, в регионе уже накоплен серьезный опыт подготовки исследователей. В созданной при Новосибирском государственном университете передовой инженерной школе совместно с индустриальными партнерами («Газпромнефть-НТЦ», ОДК, «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва, Медико-биологический союз, «Норильск-Телеком», «Биолинк», НПФ «СИАНТ») будут развивать аэрокосмическое приборостроение, биотехнологии, нефтегазовый сектор. По каждому из них уже определены конкретные проекты. В будущем спектр задач и партнерств будет расширяться по мере отработки модели передовых инженерных школ и накопления компетенций.

«Раньше взаимодействие индустриального партнера с университетами в отношении конкретных прикладных задач было факультативным. В передовой инженерной школе должен быть более четкий, формализованный акцент на результат. Если связка «партнер–университет» обещает не просто построить школу для подготовки специалистов, но и попутно решить прикладную задачу — должны быть обозначены точные сроки, затраты, ожидаемый результат», — подчеркнул Андрей Травников.

В числе проектов передовой инженерной школы МАИ — интеграция систем авионики с применением новых технологий (машинного обучения, искусственного интеллекта, нейронных сетей, технического зрения, AR/VR) для создания «прозрачной кабины» для различных модификаций вертолетов и самолетов, а также перспективной кабины сверхзвукового пассажирского самолета, системы объективного контроля деятельности членов экипажа и других решений для повышения эффективности летательных аппаратов.

Студенты передовой инженерной школы Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева примут участие в разработке высокотемпературного газового ядерного реактора, который будет установлен на одном из предприятий технологического партнера и позволит повысить КПД, снизить количество выбросов углекислого газа в атмосферу. По оценке вуза, такое взаимодействие в будущем позволит сократить сроки проектирования объектов использования атомной энергии на 15-20%.

В Сеченовском Университете в рамках передовой инженерной школы на данный момент планируется реализовать восемь проектов. В их числе разработка интеллектуальной лазерной системы для реконструкции поврежденных кожных покровов с использованием биоорганических материалов, а также мультимодального лазерного комплекса для ранней диагностики широкого спектра дерматологических патологий и злокачественных новообразований кожи.

В панельной дискуссии также приняли участие представители вузов — победителей конкурсного отбора и их технологических партнеров —госкорпораций и компаний.

Читать также