Машины будущего: выпускники передовой инженерной школы Казанского университета создадут автомобили нового поколения

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков и Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов ознакомились с разработками ПАО «КАМАЗ». Предприятие стало стратегическим партнером Передовой инженерной школы «Кибер Авто Тех» Казанского федерального университета.

На производстве в Набережных Челнах Валерию Фалькову и Рустаму Минниханову продемонстрировали сборочный конвейер, функционирование системы управления производством, позволяющей контролировать процесс сборки в реальном времени, электробусы и беспилотные карьерные самосвалы. Также был представлен грузовик последнего поколения «К5». По словам разработчиков, это «предбеспилотная» модель — в ней используются системы адаптивной помощи водителям, включающие, среди прочих, и беспилотные системы.

«Задача министерства, университетов и научных институтов — «подставить плечо» и обеспечить такой уровень кооперации, чтобы одна из ведущих автомобилестроительных корпораций дальше так же динамично двигалась, чтобы внедрялись самые передовые идеи и наработки, которые, безусловно, есть. Для этого, в том числе, создаются передовые инженерной школы», — подчеркнул глава Минобрнауки России.

По словам Валерия Фалькова, создание Передовой инженерной школы «Кибер Авто Тех» имеет большое значение как для Казанского федерального университета (КФУ), так как среди целей программы — внедрение новых моделей инженерного образования, так и в не меньшей степени для «КАМАЗа», поскольку она решает технологические задачи для предприятия.

KAM_2116+1.jpg

Также в рамках визита в Набережные Челны Валерий Фальков и Рустам Минниханов посетили институт Казанского (Приволжского) федерального университета. Они ознакомились с возможностями действующего Инжинирингового центра института. В частности, посетили научно-исследовательские лаборатории, организованные в том числе с индустриальными компаниями-партнерами: «КАМАЗ», «Форд Соллерс», «Хайер» и пр. Гостям сообщили, что ежегодно в стенах института сотрудники ПАО «КАМАЗ» проходят повышение квалификации и переподготовку по 30 различным программам. 

В «Кибер Авто Тех» намерены создать «интеллектуальный» автомобиль, автомобиль с низким/нулевым углеродным следом, технологию интеллектуального производства. Уже в 2025 году в планах КФУ — совместно с индустриальными партнерами и научными организациями отработать и запустить в серию технологию производства электрических грузовых автомобилей с отечественными аккумуляторами; к 2026 году — наладить выпуск беспилотных грузовиков и продемонстрировать первые промышленные решения по водородным топливным элементам. К 2030 году школа предложит эффективную оригинальную отечественную технологию изготовления и эксплуатации водородных двигателей и батарей.

Для этого КФУ разрабатывает собственную модель инженерного образования, учитывающую пожелания работодателей и возможности вуза. В рамках реализации проекта передовой инженерной школы в течение трех лет на базе института планируется открыть четыре новые образовательные программы бакалавриата, пять программ магистратуры и одну программу специалитета для опережающей подготовки инженерных кадров, по которым для «КАМАЗа» будет подготовлено 132 инженера. Помимо этого, предусмотрены девять новых программ повышения квалификации и четыре программы профессиональной переподготовки по актуальным научно-технологическим направлениям и «сквозным» цифровым технологиям, по которым пройдут обучение 360 инженеров «КАМАЗа».

У вуза имеется серьезный инновационный задел и значительный опыт в реализации образовательных программ по направлениям деятельности школы «Кибер Авто Тех». В первую очередь это фундаментальная подготовка по естественнонаучным, математическим и техническим дисциплинам, которые сформированы с учетом новых требований, а также связь с прорывными научно-исследовательскими лабораториями, деятельность которых осуществляется в рамках реализации программы развития «Приоритет 2030».

Напомним, «Передовые инженерные школы» — это федеральный проект, созданный на основе одной из 42 стратегических инициатив, утвержденных Председателем Правительства Михаилом Мишустиным. В конце июня завершился конкурсный отбор. Победителями стали 30 вузов из 15 регионов. 1 сентября в них по новым образовательным программам начнут обучение 200 будущих инженеров нового формата.