Минобрнауки России разъяснило вузам новые финансовые механизмы реализации сетевых программ обучения

Новости Министерства

Расширение практики использования вузами сетевых программ обучения и новые финансовые механизмы их реализации стали темами вебинара, который Министерство науки и высшего образования РФ провело для более 500 представителей университетов. 

Сетевая форма обучения позволяет студентам осваивать отдельные части образовательной программы — предметы, курсы, дисциплины (модули), практики — с использованием учебной базы нескольких вузов и с привлечением работодателей. При этом один университет выступает в качестве базовой организации, а второй — в качестве организации-участника.

Минобрнауки России в целях урегулирования вопроса взаиморасчетов между вузами при реализации образовательных программ в сетевой форме разработаны специальные финансовые механизмы.

Один из механизмов позволяет учредителю (то есть органу власти, под ведомством которого находится вуз) доводить финансирование на выполнение госзаданий на оказание услуг университетам с учетом передаваемых базовым вузом зачетных единиц в организацию-участник. 

Процесс передачи базовым вузам и организациям-участникам зачетных единиц будет проходить с учетом Методики формирования государственного задания на оказание образовательных услуг в сфере высшего и среднего профессионального образования на очередной финансовый год и плановый период.

Также Минобрнауки России разработан финансовый механизм, в рамках которого вузы самостоятельно осуществляют взаиморасчеты друг с другом путем возмещения затрат на реализацию части сетевой образовательной программы в соответствии с перечнем затрат организации-участника на реализацию части сетевой образовательной программы.

Кроме того, в целях разъяснения порядка применения финансовых механизмов реализации образовательных программ в сетевой форме Минобрнауки России разработаны Методические рекомендации, которые будут направлены в вузы и научные учреждения для учета в работе.

В ходе вебинара руководители ведущих университетов страны презентовали опыт реализации сетевых образовательных программ. 

Ректор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Глеб Туричин рассказал о программах, реализуемых совместно с Дальневосточным федеральным университетом, Казанским национальным исследовательским техническим университетом имени А. Н. Туполева — Каи, Уфимским университетом науки и технологий и компаниями ПАО НК «Роснефть», Судостроительной корпорацией «Ак Барс». По его словам, подготовка высококвалифицированных кадров проводится по программам в области кораблестроения, проектирования и эксплуатации судов, авиадвигателестроения. Выпускники смогут в дальнейшем трудоустроиться, в том числе на предприятиях Дальнего Востока.

Ректор Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П. А. Соловьева Валерий Кошкин пояснил, как организованы сетевые программы вуза и предприятий, специализирующихся на разработке и изготовлении двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, нефтегазовой промышленности и энергетики. 

О практике реализации сетевой образовательной программы «ИТ-предпринимательство» совместно с Самарским государственным экономическим университетом сообщил проректор Государственного университета управления Александр Троицкий. По завершении обучения по данной программе выпускникам присваивается две квалификации: бакалавр менеджмента и бакалавр бизнес-информатики. Сетевая программа позволяет сочетать сильные стороны вузов и готовить отраслевых специалистов с управленческими компетенциями высокого уровня, необходимых для развития конкретного региона.

Большой спектр реализуемых сетевых программ был представлен проректором по учебной работе Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева Андреем Гавриловым. В частности, сетевые программы в области проектирования ракет и ракетно-космических комплексов, управления бизнес-процессами, авиационных электронных систем реализуются с Амурским государственным университетом, МИРЭА — Российским технологическим университетом, НИУ «Высшая школа экономики» с привлечением ключевых работодателей.

В частности, сетевые программы в области проектирования ракет и ракетно-космических комплексов, авиационных электронных систем и управления бизнес-процессами реализуются с Амурским государственным университетом, МИРЭА — Российским технологическим университетом, НИУ «Высшая школа экономики» с привлечением ключевых работодателей.

Читать также