Зачем нужна аспирантура: три истории о любви и верности науке

Образование

Фото: Томский НИМЦ

В школу каждый человек должен ходить обязательно, в университет он уже поступает по желанию, а в аспирантуру – по любви. Мы собрали три истории молодых ученых, которые рассказывают о своей преданности науке и амбициях в научно-исследовательской сфере. 

Большой школьный вопрос Ильи, который привел его в науку  

Аспирант Воронежского государственного технического университета (ВГТУ) Илья Курасов рассказывает, что еще будучи школьником задавался вопросами – «Этот мир так прекрасен, так мудро устроен, лаконичен, гармоничен, почему в нем все происходит именно так, а не иначе, можно ли на это повлиять?».

«Это был достаточно общий вопрос, который в определенное время не давал мне покоя. Мне нравилось разбираться в принципах работы вещей и, разобравшись, изменять ее или на ее основе создавать что-то свое, как в конструкторах. Можно один раз собрать что-то по инструкции, но затем, включив фантазию, создать еще много интересного, совершенно другого по форме и назначению», – говорит он. 

Так и получилось, что в науку Илью привел школьный вопрос, а в строительство – любовь к конструкторам. В 2014 году он поступил в ВГТУ на специальность «Теплогазоснабжение и вентиляция». На четвертом курсе ему предложили принять участие в конкурсе и возглавить команду по разработке решения проблемы ремонта магистральных газопроводов компании «Газпром». Его команда победила. Затем были новые чемпионаты, магистратура, исследования, научные статьи, знакомство с профессиональным и научным сообществом. 

«Я понял, что хочу заниматься научно-исследовательской работой, сделать что-то полезное для отрасли, людей, страны. Поэтому я пошел в аспирантуру, где у меня есть эта возможность», – вспоминает Илья. Сейчас аспирант занимается разработкой энергосберегающих технологий, основанных на использовании солнечной энергии. Вместе с научным руководителем Татьяной Щукиной они выиграли конкурс «УМНИК-2020» и получили грант от Фонда содействия инновациям на проведение исследований. Научная группа, в которой состоит аспирант, разрабатывает конструкции солнечного коллектора для получения тепловой энергии с увеличенными показателями эффективности. 

Над проектом коллектив работает с июня 2020 года. Летом того же года были проведены испытания нескольких лабораторных образцов панелей. «В идеале, проект должен завершиться получением нового типа тепловых солнечных коллекторов, которых на рынке энергосберегающих гелиосистем нет. Уверен, что мы движемся в правильном направлении. Таково начало моего пути в науке», – добавляет Илья.

Как любовь к физике и математике привела Ирину к электродинамике

Аспирантка Института прикладной физики Российской академии наук (ИПФ РАН) Ирина Волковская заинтересовалась физикой и математикой еще в школе. Ей нравилось выполнять лабораторные работы, решать задачи и участвовать в олимпиадах. «Мне казалось, что эти предметы близки к реальному миру: физика описывает процессы в природе, а расчеты основываются на математике. Так, два моих любимых направления соединялись в одно», – делится Ирина.

В старших классах она впервые попробовала свои силы в написании учебно-исследовательской работы и поняла, что это действительно ее путь. Когда пришла пора поступать в вуз, Ирина подала документы на факультет Высшей школы общей и прикладной физики ННГУ им. Н.И. Лобачевского, который располагается на базе ИПФ РАН.

Сфера научных интересов Ирины связана с электродинамикой. Сначала она занималась спеканием керамики – определяла диэлектрические свойства керамических образцов, порошковых материалов, изучала, как они взаимодействуют с мощным излучением и высокими температурами. Сейчас Ирина исследует взаимодействие диэлектрических наноструктур с лазерным излучением. «У нанофотоники много перспективных сфер применения. Одна из них – переход к оптической обработке информации, создание компактных фотонных устройств, интегральных схем, которые работали бы как на электронах, так и на фотонах», – рассказывает аспирантка.

Больше всего в профессии ученого Ирине нравится постоянный процесс обучения: все задачи требуют поиска новых методик и подходов. Также расширяется сфера научных интересов. В будущем Ирина хочет исследовать дизайн новых материалов и создание метаповерхностей из наночастиц. Возможно, с помощью таких метаповерхностей получится создать новые источники света.

Как наука помогла Владимиру стать педагогом 

Аспирант Благовещенского государственного педагогического университета, член Всемирной ассоциации позитивной и транскультуральной психотерапии Владимир Володин говорит, что наука – это та часть жизни общества, которая не может существовать отдельно от динамично изменяющегося мира. Это делает ее, как минимум, захватывающей, а как максимум, – полезной для общества. «К педагогике это относится особенно. Уже со школы я понимал, что педагог, словно освещающий путь маяк, помогает не только не потеряться, но и найти себя в этом мире. Это по-настоящему захватывает и удивляет», – делится Владимир.

Именно любовь к науке подтолкнула Владимира на ответственный шаг – поступить в аспирантуру. Сейчас он активно работает над кандидатской диссертацией. Изучает проблему подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в процессе их профессиональной деятельности. Некоторые результаты уже освещены в ряде научных публикаций, а также на конкурсе молодых ученых Благовещенска. 

«Научная работа связана с моей профессиональной деятельностью. Это создает условия для внедрения наших научных разработок в практику образования и психологической помощи», – отмечает аспирант.

Владимир планирует и дальше заниматься наукой, представлять на совете молодых ученых города различные педагогические проекты, внедрять их в практику, и, конечно же, вести преподавательскую деятельность в университете.

Читать также