Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации

Курс на самостоятельность. Как должна измениться система образования в России

Современная система образования в России должна решить ключевую проблему - неспособность молодежи делать самостоятельный выбор, зачастую ориентируясь на родителей или веяние моды. К такому выводу пришли во вторник участники пленарного заседания Национального чемпионата "Молодые профессионалы", который проходит с 20 по 24 мая в выставочном центре "Казань Экспо".

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова считает, что нужно переосмыслить те подходы к образованию, которые исторически сложились в России.

"Учить ребенка на самых ранних стадиях самостоятельно принимать решения - это чрезвычайно важно и сложно. Мы это прошли: вначале, когда поступали в вуз, выбрав профессию по рекомендации либо родителей, либо друзей. Второй раз - когда нас отправляли работать по распределению. И не факт, что тот выбор, который делали за нас, был самым правильным по твоему восприятию, но ты вынужден был там отработать", - сказала она.

Научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин добавил, что, согласно многим исследованиям, умение брать на себя ответственность и трансформировать ситуацию не менее важны, чем профессиональные навыки.

"Не так давно даже появился такой термин - активная самостоятельность. Поэтому, в том числе, стоит усиливать практическую ориентацию в колледжах и вузах - чтобы давать опыт действия в реальной ситуации. Опыт - это капитал, и нужно уметь находить для него место", - отметил Фрумин.

Потеря курса и навигация
С мнением Голиковой и Фрумина согласна замглавы Минпросвещения Ирина Потехина. "Навык, которым должны владеть современные дети - умение выбирать то, что им нравится", - подчеркнула она.

Замминистра отметила, что в конце прошлого года в России стартовал проект "Билет в будущее", в рамках которого около 200 тыс. детей из 30 регионов прошли профориентационное тестирование. "Мы проанализировали результаты и увидели крайне впечатляющие цифры: почти 90% не понимают, что они хотят делать в будущем. Это новая проблема для системы образования, новый вызов - помогать им лучше чувствовать себя, что им хотелось бы делать, и помогать им ориентироваться в гигантском объеме информации", - сказала Потехина.

По ее словам, детям нужны педагоги-навигаторы, которые смогут ориентировать их. "Это вторая большая проблема, которая стоит перед системой образования, - научиться нашим педагогам, а это 1,5 млн человек, навыкам навигации", - отметила замминистра.

Новая формула
По словам главы Минобрнауки Михаила Котюкова, у выпускника должно быть не только видение, к чему у него больше тяга, но и знания, которые позволят ему быть конкурентоспособным на рынке труда длительное время.

Подробнее ТАСС

Дата публикации: 22.05.2019 09:23
Дата последнего изменения: 22.05.2019 09:23