Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
  •    

Кадровая политика будущего

В рамках Петербургского международного экономического форума состоялась дискуссия «Кадровое обеспечение перехода к экономике будущего», одним из основных спикеров которой выступил Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков.

Ежегодные потери глобальной экономики из-за несоответствия квалификации работников актуальным требованиям бизнеса достигли 6% мирового ВВП, или 5 триллионов долларов.  Данные совместного исследования BCG, Росатома и Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» легли в основу состоявшейся дискуссионной панели.  

В разговоре также приняли участие генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев, Федеральный министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер, Президент WorldSkills International Саймон Бартли, генеральный директор «Агентства стратегических инициатив» Светлана Чупшева и другие эксперты. Основным модератором диалога выступил старший партнер, управляющий директор, председатель BCG в России Владислав Бутенко.

Говоря об имеющейся рассинхронизации рынка труда и системы подготовки кадров, Михаил Котюков отметил, что система российского высшего образования сейчас нацелена на повышение своей конкурентоспособности именно через повышение КПД для своего пользователя.

«Человек должен быть в центре образовательной системы, его интересы и ожидания. Задача университетов в быстро меняющихся условиях - быть всегда на первой линии, чтобы участвовать в разработке технологий. И в эту разработку обязательно вовлекать тех, кто учится в это время в университете. Преподаватели должны быть с крайне актуальным уровнем знаний, представлений и прогноза развития ситуации. Это отчасти уже удаётся сделать. У нас более 800 университетов. Около 50 из них сегодня - ведущие, с международным признанием. И такого рода подходы в этих университетах уже активно развиваются. Наша задача сейчас эту практику масштабировать, чтобы такие образовательные программы и экосистемы вузов были доступны не только в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы они были доступны в регионах», - сказал Министр.

Глава Росатома Алексей Лихачев предложил провести международную дискуссию с участием крупнейших работодателей, политиков и лидеров сферы образования о практических мерах по реализации человекоцентричного подхода к решению проблемы «кадровой ямы» и дефицита талантов. Руководитель российской атомной корпорации пригласил участников к диалогу в рамках деловой программы мирового чемпионата WorldSkills в Казани в августе. 

«Новые технологии, искусственный интеллект, роботы и «интернет вещей» - все это радикально меняет рынок труда, высвобождая миллионы человек. При этом система образования и переподготовки не успевает за изменениями. Складывается парадоксальная ситуация: миллионы людей не могут найти работу, а предприятия жалуются, что работать некому, не хватает квалифицированных специалистов. Ответ на эти вызовы – смена модели подготовки и переподготовки кадров. От модели «конвейера» пора переходить к т.н. «человекоцентричной» модели. В центре системы подготовки кадров должен стоять человек с его ценностями и потенциалом. Причем человек должен иметь возможность в течение жизни не раз поменять профессию, и тем самым раскрыться с новой для себя стороны», - сказал Алексей Лихачев. 

Как звучало в ходе дискуссии, ни одна компания, ни одно государство в мире, даже самое крупное, не в состоянии решить задачи смены модели в одиночку. Участниками были озвучены принципы человекоцентричности, необходимые для трансформации рынка труда, среди которых массовое распространение навыков будущего, активная самостоятельность, безбарьерный рынок труда, мобильность компетенций и многообразие ценностей. 

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков отметил также необходимость учитывать принцип непрерывного образования. 

«Образование должно быть доступно для людей разных возрастов. Дата рождения к этому процессу не имеет никакого отношения. Запрос на образование может исходить и от 8-летних, и от 80-летних. Мы должны слышать и тех, и других. И давать ответы на эти запросы. Вызов у нас сегодня очень серьезный. Фактически образование у нас в последние годы работает по принципу конвейера. А есть запрос на персонализацию. Это своего рода hand-made, который всегда дороже конвейера, производительные характеристики другие, но и потребительские качества, как правило, гораздо лучше. Нам нужно искать золотую середину и давать продукты разного уклада», - сказал Министр. 

Подводя итог дискуссии, глава ведомства также подчеркнул значение ответственности, как при выборе образовательной программы, так и при предложении ее на рынке, и напомнил, что говоря об образовании, нельзя забывать и о развитии инфраструктуры, которая должна сопровождать как образовательный процесс, так и трудовую деятельность специалистов. 

«Чему должна точно учить система образования – это пониманию того, что развитие происходит при выходе из зоны комфорта. И к этому нужно быть готовыми. В том числе и к перемене места. И здесь важно – как развиваются города, в которые людям нужно переехать. А ведь человек, который достиг высокого уровня компетенций, предъявляет и высокий запрос на те условия, в которых находится он и его семья», - сказал Министр.

Состоявшийся обмен мнениями назвали небольшим, но важным шагом на пути к решению кадровых задач экономики будущего.

Дата публикации: 07.06.2019 13:57
Дата последнего изменения: 07.06.2019 13:57