Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
  •

Ученые создали новый вид металлоорганического материала, способного менять структуру

Ученые Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) в составе международного коллектива исследователей создали новый вид материала, сочетающий в себе свойства металла и углерода - металлоорганического материала, который способен менять свою структуру. Такие материалы применимы для адресной доставки лекарств, а также фильтрации газов и жидкостей.

Металлоорганические соединения (МОС) - органические соединения, в молекулах которых существует связь атома металла с атомом углерода. Они могут находиться как в твердом, так и в жидком состоянии. Такие соединения в последнее десятилетие находят все большее применение. Их широко используют в органическом синтезе как вещества с высокой химической активностью, а также как катализаторы для получения различных полимеров. Их добавляют в моторные топлива и так далее.

"Международный коллектив исследователей синтезировал новый вид металлоорганического материала на основе кобальта, который способен менять свою структуру. Соединение оказалось более стабильным и эластичным, чем его предшественники на основе других металлов. Результаты работы опубликованы в журнале Journal of Materials Chemistry A", - говорится в сообщении.

Подобные соединения из органических и неорганических компонентов еще называют металлоорганическими каркасами. Их размер может достигать от десятой части миллиметра до нескольких нанометров. За счет высокой пористости, составляющей до 90% объема, металлоорганические каркасы способны вмещать внутрь себя большое количество гостевых молекул, например, лекарств, газов или жидкостей. Поэтому они потенциально могут быть использованы для адресной доставки медицинских препаратов, хранения или очистки различных газов и жидкостей, а также в качестве компонентов биосенсоров, газовых датчиков и фильтров для ядерных отходов.

На сегодняшний день синтезировано более 20 тыс. металлоорганических каркасов, но лишь немногие из них обладают подвижностью корпуса. Оказалось, что металлоорганический полимерный каркас на основе кобальта радикально отличается от других металлоорганических каркасов с подобной структурой.

"Одна из причин в том, что эта структура получается более мягкой. В дальнейшем мы планируем изучить влияние и зависимость свойств этого соединения от внешних факторов, таких как давление, нагрев и внесение различных гостевых молекул, - цитирует пресс-служба одного из авторов работы, старшего научного сотрудника Института физики им. Л. В. Киренского Красноярского научного центра СО РАН Александра Крылова. - Это позволит понять принцип работы таких полимерных материалов и в дальнейшем получить возможность проводить синтез металлоорганических каркасов с заранее заданными свойствами".

ТАСС