Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
  •    

Ученые Южно-Уральского государственного университета разработали «умный» стул для исправления осанки у школьников

Внешне «умный» стул ничем не отличается от обычного, но снабжён специальными датчиками, которые определяют позу человека и предупреждают его, когда он сидит неправильно.

«Изначально был выполнен анализ осанки с использованием стабилометрической платформы. В зависимости от того, в какой позе сидит человек, меняется его вес. Стабилометрическая платформа определяет центр массы тела и колебания веса и передает эти данные на монитор компьютера. Если мы знаем, что в зависимости от позы меняется вес человека, мы можем создать устройство, которое будет измерять его и определять, в какой позе ты сидишь. Это обычный школьный стул, в который вмонтированы датчики, как на обычных весах. Когда человек садится правильно, стул определяет его вес. Отклонения веса от "правильного" будут являться индикатором неправильного сидения», — рассказывает директор Научно-исследовательского центра спортивной науки, кандидат биологических наук Виталий Епишев.

Участники исследования сидели в разных позах, и в результате было создано уравнение регрессии для каждой из них. Различные отклонения от веса при правильном сидении указывают на позу, в которой человек сидит в настоящее время. Эти данные в режиме реального времени смогут отслеживать школьный учитель и родители ребенка, получая их на свой мобильный телефон. «Умный» стул будет передавать информацию с помощью Wi-fi или Bluetooth.

У учителя на мониторе будет отображаться информация о том, как сидит каждый из его учеников, что позволит ему контролировать формирование правильной осанки у детей. Кроме учителя и родителей, информацию также будут получать учитель физкультуры и школьный врач.

«Родители и учитель смогут повлиять на то, чтобы ребенок сидел правильно. Зачем эти данные врачу и учителю физкультуры? Если ученик сидит неправильно, для этого должна быть какая-то причина. Например, причиной может быть разворот таза как следствие травмы, плоскостопия или того, что одна нога короче другой. Врач может диагностировать это на ранней стадии. Так, если будет выявлено плоскостопие, учитель физкультуры даст специальный комплекс упражнений, направленный на укрепление стоп, и будет работать с этим учеником индивидуально. Индивидуальные занятия позволят устранить плоскостопие и скорректировать длину ног, что предупредит многие заболевания, с которыми человек может столкнуться в будущем», — отмечает Виталий Епишев.

Таким образом, созданное устройство будет на ранней стадии диагностировать патологии, связанные с опорно-двигательным аппаратом человека, а также в реальном времени отслеживать результаты индивидуальных тренировок ребенка.

Концепция нового исследования уже представлена в материалах конференции, выпущенных французским издательством Atlantis Press, индексируемым базами данных Scopus и Web of Science.

В настоящее время научный коллектив занимается доработкой программы. Уже создан прототип «умного» стула, а через три месяца будет проведен пилотный эксперимент, в котором примут участие школьники.

Дата публикации: 13.01.2020 09:31
Дата последнего изменения: 13.01.2020 09:31