Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
  •

Ученые РФ нашли способ повышения эффективности одной из методик омоложения - фототерапии

Ученые Института теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук (ИТЭБ РАН) с помощью световых волн определенного спектра смогли ускорить регенерацию плоских червей. Этот способ в дальнейшем может использоваться для повышения эффективности фототерапии - современной методики омоложения, сообщила в среду пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ.

Фотобиомодуляция - методика терапии и омоложения, действие которой основано на влиянии светового излучения на процессы в живом организме. У ученых, однако, до сих пор нет четкого понимания, как протекает тот или иной биологический процесс при воздействии светом и каковы механизмы этого воздействия.

"На примере планарий (плоских червей) ученые из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН показали, что используемые в медицине и косметологии методы фототерапии могут быть намного эффективнее, если в таком лечении будут задействованы световые волны определенного спектра. Результаты исследования о влиянии света на регенерацию биологических тканей они опубликовали в Journal of Photochemistry and Photobiology", - говорится в сообщении.

Планарии - это плоские черви, живущие¸ как правило, в реках и морях. Их уникальность заключается в том, что они обладают неограниченной способностью к регенерации за счет наличия в их теле большого количества стволовых клеток (более 30% от общего числа клеток). Благодаря этой особенности планарии практически бессмертны. При этом они очень чувствительны к воздействию различных слабых факторов. Все это делает их удобной моделью для научных экспериментов.

Ученые ИТЭБ РАН в своем исследовании воздействовали светом на планарии и впервые обнаружили, что слабое световое излучение может оказывать биологическое действие только в том случае, если оно имеет определенную длину волны, причем в достаточно узком диапазоне. В частности, исследователи показали, что красный свет способен ускорять регенерацию головы планарий, а зеленый, наоборот, подавляет этот процесс. Если длина волны не входит в этот диапазон, то световое излучение не оказывает никакого биологического эффекта.

Авторы работы надеются, что результаты их исследования помогут усовершенствовать методы фототерапии, в частности, разработать фототерапевтические приборы и технологии, которые бы учитывали биологические механизмы воздействия светового излучения с разной длиной волны, а также особенности течения биологических процессов, чувствительность к световому воздействию на разных этапах (например, ранозаживления).

Дата публикации: 29.01.2020 14:08