Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
  •

Российские ученые разработали сверхчувствительный экспресс-тест на туберкулез

Сотрудники Института экспериментальной и теоретической биофизики (ИТЭБ) РАН разработали простой и экономичный метод, позволяющий всего за 5 минут определить у человека наличие туберкулеза. Об этом во вторник сообщила пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ.

"Ученые Института экспериментальной и теоретической биофизики РАН разработали сверхчувствительный экспресс-метод, который позволяет обнаружить ультранизкие количества белка - до 0,3 фемтограмм. То есть всего несколько тысяч молекул в образце. Тест будет полезен ученым в лабораториях, а также медикам при диагностике заболеваний. Статья по результатам работы опубликована в журнале Analytical Chemistry", - говорится в сообщении.

Самый распространенный на сегодня аналитический метод диагностики - вестерн-блоттинг. Он позволяет обнаруживать низкие концентрации белков в сложных биологических образцах с помощью специфических антител. Но он длительный, трудоемкий и недостаточно чувствительный. Группа ученых из ИТЭБ РАН разработала принципиально новый метод - требуется только оптический микроскоп и проточная ячейка несложной конструкции. "Не нужно применять дорогие сканеры и другое специальное оборудование. Метод прост и экономичен: на один анализ нужен всего 1 нанограмм антител - это в тысячу раз меньше, чем в традиционных методах иммуноблоттинга. Кроме того, весь анализ занимает около 5 минут", - сказал один из авторов исследования, заведующий лабораторией наноструктур и нанотехнологий ИТЭБ РАН Юрий Шляпников.

Ученые отмечают, что предложенный экспресс-тест можно использовать как в науке, так и в практической медицине - при диагностике различных заболеваний. Так, в образцах воздуха, выдыхаемого больными туберкулезом, исследователи выявили белковые биомаркеры - туберкулез-специфичные иммуноглобулины и провоспалительные цитокины, определение которых может быть использовано для быстрой бесконтактной диагностики этого заболевания.

ТАСС