Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
  •    

Психологические рекомендации по работе руководства необразовательной организации с персоналом в условиях эпидемии COVID-19

1. Что происходит с людьми в период эпидемии COVID-19 и что нужно понять в первую очередь?

Руководителям и персоналу организаций необходимо понять и принять, что пандемия вируса COVID-19 уже навсегда изменила наш мир и нашу работу. Эта пандемия характерна новой реакцией всего человечества. Каждой организации. Такой оперативности и такой консолидации еще не было в масштабах земли.

Важно понять, что мы тренируем себя не только для этой, но и для последующих пандемий. Поэтому, не спешите.

Ваш персонал и Вы имеете право по-разному реагировать на угрозу заражения. Однако наши реакции предсказуемы и укладываются в три стратегии: отрицание, избегание, борьба с болезнью.

Обратимся к более подробному описанию стратегий.

Отрицание – реакция психологической защиты, при которой угроза заражения отрицается, признается совершенно незначительной и человек резко снижает ценность личного продуктивного реагирования на угрозу, либо совсем отрицает необходимость предпринимать что-либо. Несмотря на очевидность угрозы, в Вашей организации могут быть такие люди. Уделите им особое внимание. Они представляют опасность не только для себя, но и для окружающих.

Отрицание может реализовываться в разных формах – от открытого и «специального» отрицания (когда человек бравирует этим, подчеркивает или рекламирует свою неуязвимость от вируса), до полной наивности в вопросах профилактики и нежелания выполнять простые действия.

Наиболее важный признак отрицания – человек бездействует или действует вопреки объективной угрозе.

Избегание – продуктивная стратегия «не встретить вирус», предполагающая избегание заражения – самоизоляция от контактов, от угрозы заражения через различные поверхности и т.п., принятие мер профилактики – мытье рук, проветривание и т.п. Именно эту стратегию реализуют власти для минимизации рисков новых заражений.

Сложность избегания заражения состоит в особенности COVID-19 – он довольно долго себя никак не проявляет и человек даже не понимает, что уже является источником заражения для окружающих.

Для избегания именно такой особенности необходима визуализация путей и сроков распространения вируса. В интернете появилось довольно много таких «пособий», так же, как и пособий по правильному мытью рук и другим важным аспектам избегания заражения.

Сделайте подборку и разошлите ее сотрудникам.

Борьба – продуктивная стратегия преодоления заболевания, предполагающая и медицинские меры, и борьбу с отрицательными эффектами и психологическим состоянием человека во время болезни со смертельным риском.

Постарайтесь поддержать сотрудника в период болезни – звонком, письмом, знаками внимания. Сделайте все, что от Вас зависит в период болезни.

Вам, как руководителю, важно понять какие именно стратегии избрали Ваши сотрудники и сопоставить им свои действия.

Отрицание может быть нормальной реакцией. Дайте людям пережить шок или неопределенность. Стимулируйте переход к стратегии избегания угрозы заражения COVID-19. Покажите информационные материалы, убедите соблюдать меры избегания, покажите нормальные источники информации, разъясните.

Человек может думать, представлять или искренне считать, что на самом деле никакого вируса нет, это все выдумки или чьи-то розыгрыши.

У отрицания бывают и другие резоны – человек измотан и у него нет сил и желания на продуктивные реакции, человек может что-то делать «назло другим». В любом случае, Вам важно попробовать разобраться с мотивами, причинами отрицания и исходить из той картины, которую человек себе представляет. Попробуйте выяснить что он думает на самом деле, есть ли у него объективные аргументы отрицания угрозы.

Если есть такая возможность – попробуйте поговорить с каждым сотрудником и понять, есть ли те, кто отрицает угрозу, чтобы попробовать понять мотивы отрицания и убедить сотрудников на жизнь и работу в стратегии избегания заражения COVID-19.


Что важно понимать и делать при переходе на удаленную работу в условиях эпидемии?

Признание угрозы заражения влечет за собой весьма чувствительную перенастройку привычек, поведения и серьезный стресс для любого человека. Признание угрозы заставляет принять на себя ответственность за большое число еще совсем неясных изменений в своей жизни. А для руководителя – ответственность за изменения в жизни и работе персонала своей организации.

Объективной стратегией избегания вируса COVID-19 и блокирования угрозы является постоянное применение мер защиты и профилактики, рекомендуемых официальными источниками со стороны Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Основное в них – меньше (самое лучшее – отсутствие) потенциально опасных контактов. На деле это означает изоляцию и переход на удаленную работу, применение дистанционных информационных и коммуникационных технологий (ДТ, ИКТ, ДИКТ).


Будет полезно понимать ряд особенностей удаленной работы и рекомендуемых действий:

1. Приватность исчезает. Всем и каждому важно помнить, что все, что попало в сеть остается там навсегда и потенциально становится доступно любому человеку.

Эта «деприватизация» ведет людей к постоянному стрессу и к психологическому перенапряжению. Представьте себе, что Вы все время на сцене и тысячи глаз только и делают, что непрерывно наблюдают за Вами. Вы поневоле будете все время думать о том, как Вы выглядите, что говорите. Вам нужно дозировать пребывание в сети. И для себя, и для сотрудников. Рекомендуемое продуктивное время общения в сети вряд ли можно точно назвать, но основное – постарайтесь вводить применение ДТ постепенно. Не торопитесь.

2. Персонализация средств связи. Приложения и цифровые инструменты, которые нравятся Вам могут совершенно не нравится другим. А для работы и общения Вам придется чем-то воспользоваться. Как и в любых подобных столкновениях предпочтений между сотрудниками попробуйте договориться. «Давайте попробуем несколько мессенджеров, а потом выберем лучший» – вот с чего важно начать.

3. Внимание к самочувствию. Постарайтесь больше интересоваться самочувствием и прогрессом тех, кто учится, кто осваивает приложения и другие цифровые инструменты.

У Вас могут быть уязвимые, сопротивляющиеся или просто «медленные» люди: пожилые люди, противники интернета. Дайте им попробовать преимущества ИКТ. Сделайте их работу проще. Найдите наставника и помощника для каждого, кто в этом нуждается. Но вначале Вам нужен список этих людей и понимание характера уязвимости каждого.

4. Обратная связь. Создайте дистанционную систему обратной связи по всем важным вопросам. Важно четко понять, что именно Вам нужно контролировать как руководителю на «удаленке».

Ну, наверняка Вы и так знаете: сроки, деньги, результаты, условия, ресурсы... Для каждого вопроса должна быть система обратной связи – статус (состояние) того или иного вопроса. Часто используют всего три статуса: запланирован (передан на исполнение), в работе, выполнен. Так, например, Вы понимаете, что должны сдать отчет. Назначьте сроки, ответственного и опишите что именно требуется к сроку. Отобразите это в удобной для Вас информационной системе.

5. Ресурсы поддержки. Людям важно знать ответы на вопросы, которые у них возникают в процессе работы и освоения работы в удаленном режиме. Поэтому посмотрите сами – какие интернет-ресурсы, сообщества ясно и доброжелательно отвечают на вопросы как начинающих юзеров, так и опытных. Сделайте небольшой список (больше семи источников как правило уже не читается) и поощряйте его изменения по критериям ясности ответов, оперативности обновлений, удобству работы.

6. Движение. Напоминайте людям, что нужно двигаться. Удаленная работа – как правило сидение у компьютера. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы у людей была возможность отойти от экрана на час-полтора, чтобы подвигаться. Не занимайте весь рабочий день ни ожиданием контакта с Вами, ни самими контактами

7. Горизонтальная поддержка. Поощряйте взаимное обучение и эмоциональную взаимопомощь, горизонтальное общение, создание инициативных групп и сообществ с помощью мессенджеров и социальных сетей. То, чего нет у Вас легко можно будет найти в горизонтальных группах поддержки.


Что прежде всего предпринять при переходе:

1. Список контактов.

Вам необходимо добиться наличия списка всех контактов в тех мессенджерах или системах связи, о которых Вы договорились предварительно (это желательно).

2. Группы.

Вам необходимо из списка контактов организовать группы для сохранения управления. Зачастую это: руководство, бухгалтерия, административно-хозяйственная часть, ИТ-служба, лаборатории (научные подразделения), другие подразделения. Создайте группы и укажите сотрудникам на способы связи: текст, голос, видео, передача документов.

3. Процессы.

Определите список рабочих процессов организации. Если процесс можно вести в удаленном режиме – определите кто за него ответственен и как он должен быть организован в условиях удаленной работы. Создайте соответствующие распоряжения.

Если процесс не может быть реализован в удаленном режиме – создайте распорядительный акт о его консервации или остановке с определением необходимых мер, сроков, ответственных, ресурсов и условий.

4. Задачи и результаты.

Сконцентрируйтесь на ключевых задачах и результатах организации. К примеру, речь идет о публикациях научных статей. Определите, какие планируемые статьи под угрозой. Определите, в чем конкретно состоят угрозы, существуют ли они? Проанализируйте возможность нейтрализации угроз. Если Вы не видите возможности нейтрализации угроз своими силами – обсудите это со своим учредителем.

Дата публикации: 26.03.2020 15:47
Дата последнего изменения: 26.03.2020 15:47