Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации

Часто задаваемые вопросы

Проголосовать

9. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики

Вопрос:
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ) заработная плата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников должна составлять 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. В организации, работником которой я являюсь, Указ не выполнен как в отношении меня, так и в целом по организации, в связи с чем прошу:
  1. Провести комплексную проверку организации в связи с невыполнением Указа;
  2. Обеспечить выполнение Указа в организации и привести заработную плату в соответствие с Указом;
  3. Привлечь должностных лиц, не обеспечивающих выполнение организацией Указа, к дисциплинарной ответственности;


Ответ:
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные
выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии с пунктами 2(1), 3 и 5 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем федерального учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы. Размерыи условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений.

Таким образом, оплата труда конкретного работника учреждения производится в соответствии с условиями трудового договора, согласно положению об оплате труда работников учреждения, если иное не установлено Федеральными законами или Указами Президента Российской Федерации.

Согласно методике расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, приведенной в приложении № 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, расчет средней заработной платы по отдельной категории работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование,  здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории, поэтому средняя заработная плата педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава (далее – ППС), и научных сотрудников (далее – НС) в отдельном учреждении может быть как больше, так и меньше уровня средней заработной платы, установленного Указом.

Также стоит отметить, что оценка выполнения целевых показателей, установленных Указом, осуществляется в разрезе субъектов Российской Федерации, при этом заработная плата ППС и НС в конкретном учреждении, как и заработная плата отдельного работника учреждения, может быть как больше, так и меньше уровня 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.