Сотрудничество России и Казахстана: межвузовское партнерство, новые филиалы университетов, совместные научно-технические проекты

Международное сотрудничество
В российских вузах по образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета и магистратуры) обучается 61 тысяча казахстанских студентов. На территории Казахстана действуют филиалы ведущих российских вузов, прорабатывается вопрос об открытии Российско-Казахстанского университета. Исследователи двух стран проводят совместные археологические экспедиции, работают над научными проектами и выпускают учебные пособия.

В каких университетах учатся казахстанские студенты

В 2021/2022 учебном году в рамках квоты Правительства РФ для студентов из Казахстана выделено 833 места. Наиболее востребованные среди учащихся из Казахстана специальности и направления подготовки ― менеджмент, экономика, лечебное дело, программы IT-профиля, прикладная математика и физика. Основная часть казахстанских студентов обучаются в Российском университете дружбы народов (РУДН), Московском физико-техническом институте (национальном исследовательском университете) (МФТИ), Национальном исследовательском Университете ИТМО, Уральском федеральном университете (УрФУ).

В РУДН, как отметил ректор вуза Олег Ястребов, учится 448 студентов из Казахстана.

«43% из них ― на бюджете. Больше всего студентов из этой страны на направлениях «Менеджмент», «Лечебное дело», «Международные отношения», «Экономика» и «Юриспруденция», ― уточнил Олег Ястребов.

По словам ректора Уральского федерального университета Виктора Кокшарова, в УрФУ обучается 1300 студентов и 12 аспирантов из Казахстана, а также работают 36 граждан этой страны, включая старших научных сотрудников, младших научных сотрудников, инженеров-исследователей и ассистентов.

«Мы поддерживаем талантливых абитуриентов из Казахстана и проводим в крупных городах республики многопрофильную олимпиаду УрФУ «Изумруд», которая входит в перечень Министерства науки и высшего образования и позволяет усилить позиции в конкурсе. В Казахстане также работает наша ассоциация выпускников, ее представители помогают в развитии связей с предприятиями и потенциальными работодателями, организуют дни карьеры. Силами ассоциации создан специальный целевой капитал, из средств которого лучшие студенты УрФУ из Казахстана получают повышенные стипендии», ― рассказал Виктор Кокшаров.

Как отметил ректор УрФУ, большой интерес к этому вузу у абитуриентов из Казахстана сложился благодаря многолетнему сотрудничеству университета с казахстанскими образовательными и научными центрами. Вуз развивает партнерство с 39 казахстанскими организациями, ученые УрФУ с коллегами из Республики Казахстан за последние пять лет опубликовали 362 совместные статьи по таким предметным областям, как материаловедение, физика, астрономия, химия, машиностроение и другие.

По мнению проректора по учебной работе МФТИ Артема Воронова, в Казахстане исторически сильная подготовка по математике, физике и естественным наукам: национальные сборные регулярно демонстрируют высокие результаты на международных олимпиадах по этим дисциплинам.

«Из года в год мы видим, что МФТИ находится в фокусе внимания самых сильных школьников Казахстана, которые не только поступают к нам на направления, связанные с фундаментальной физикой, IT и биотехнологиями, но и участвуют в нашей олимпиаде Phystech.International, учатся в Заочной физико-технической школе МФТИ. Сегодня каждый седьмой иностранный студент приехал к нам из Казахстана, что прочно удерживает республику в первой тройке стран, откуда в МФТИ приезжают студенты», ― подчеркнул Артем Воронов.

С казахстанской стороной достигнута договоренность о продолжении совместной работы по приему граждан этой страны на обучение в российских вузах, при этом особое внимание будет уделяться подготовке преподавателей русского языка для общеобразовательных школ и университетов Республики Казахстан.

Готовится соглашение о создании новых филиалов вузов

Сейчас на территории Казахстана действуют филиалы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Московского авиационного института в Байконуре, Челябинского государственного университета в Костанае и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов в городе Алматы.

Дальнейшая проработка вопроса открытия новых филиалов возможна после заключения соглашения между правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан о создании и функционировании филиалов российских вузов в Казахстане и казахстанских в России.

Подписание такого соглашения обеспечит создание нормативной правовой базы функционирования как действующих в Казахстане филиалов российских вузов (кроме филиала МГУ), так и открываемых на территории обеих стран филиалов российских и казахстанских вузов.

Минобрнауки России продолжает проведение консультаций с казахстанской стороной для согласования проекта документа.

Еще один вопрос, который неоднократно обсуждался на встречах Минобрнауки России с казахстанской стороной, касается открытия в Республике Казахстан Российско-Казахстанского университета.

Поручение об открытии совместного университета содержится в Плане совместных действий России и Казахстана на 2019–2021 годы.

В ходе встречи Министра образования и науки Казахстана Асхата Аймагамбетова с Министром науки и высшего образования Российской Федерации Валерием Фальковым казахстанский министр сообщил об отсутствии политических препятствий для продолжения этой работы и выразил готовность рассмотреть концепцию создания совместного университета при ее поступлении.

В свою очередь Минобрнауки России подготовило предложения о создании Российско-Казахстанского университета и в июне 2021 года направило их казахстанской стороне на рассмотрение.

Над какими проектами работают российские и казахстанские ученые

Российско-казахстанское межвузовское сотрудничество в сфере образования и науки развивается по следующим направлениям: дополнительные профессиональные образовательные программы, в том числе в форме стажировки, и совместные образовательные программы и научные исследования.

Успешно развивается российско-казахстанское взаимодействие в рамках Университета ШОС и Сетевого университета СНГ. В 2021/22 учебном году для приема казахстанских граждан в российские образовательные организации высшего образования, входящие в Университет ШОС и Сетевой университет СНГ, было предоставлено, соответственно, 62 и 32 государственных стипендии.

В рамках образовательного сотрудничества Алтайского государственного университета и вузов Казахстана было запущено пять магистерских программ совместно с Казахским национальным педагогическим университетом им. Абая, Восточно-Казахстанским университетом им. С. Аманжолова, Евразийским национальным университетом имени Л.Н. Гумилева, Казахским национальным университетом им. Аль-Фараби. Кроме того, совместными усилиями российских и казахстанских ученых были разработаны десять научно-методических пособий для учителей школ по истории и культуре тюркского мира. Так, пособия по темам «Эпос тюркских народов», «Этнография Большого Алтая», «Искусство народов Центральной Азии», «Природа Большого Алтая в эпоху климатических изменений» поступили в прошлом году в 42 школы Казахстана.

На 2022 год учеными НОЦ «Большой Алтай» уже запланировано несколько совместных проектов с учеными Казахстана, в том числе две международные археологические экспедиции и экспедиция по изучению проблем землепользования в степных районах Алтая и Казахстана.

Минобрнауки России проводит работу по продвижению совместных научных и научно-технических проектов, исходя из приоритетов развития научно-технологических комплексов России и Казахстана.

В 2021 году было поддержано шесть научных проектов с участием Казахстана, включая проекты «Маркетинговое обеспечение промышленно-технологической кооперации компаний России и Казахстана» (РУДН совместно с Казахским национальным университетом имени Аль-Фараби) и «Интенсификация процесса биовыщелачивания ценных металлов с уменьшением техногенной нагрузки на территории», который реализуется Пущинским научным центром биологических исследований РАН совместно с товариществом с ограниченной ответственностью BioProm Technologies. Совместные работы по данному проекту нацелены на интенсификацию процесса биовыщелачивания ценных металлов, что будет способствовать уменьшению использования серной кислоты, а следовательно, уменьшению техногенной нагрузки на территории Российской Федерации и Республики Казахстан.

Для дальнейшего углубления российско-казахстанских научно-образовательных связей Минобрнауки России разработало План мероприятий (дорожную карту) по сотрудничеству в области образования и науки между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством образования и науки Республики Казахстан.

Контроль выполнения плана возлагается на двустороннюю Подкомиссию по сотрудничеству в сфере образования и науки, созданную  в соответствии с решением, принятым на 21-м заседании Межправительственной комиссии. План мероприятий согласован обеими сторонами, в настоящее время прорабатываются сроки и формат подписания.


Читать также