Новая информационная система питерских инженеров поможет проводить поисковые операции в нелетную погоду

Наука и образование

В Балтийском государственном техническом университете «Военмех» им. Д.Ф. Устинова выполнен проект комплекса обеспечения поисково-спасательных операций (КОПСО). Он представляет собой систему информационной поддержки экипажа при полете вертолета на малой высоте в сложных метеоусловиях, а также при посадке на необорудованные площадки. 

Комплекс нужен для повышения безопасности полетов малой авиации в арктической зоне, его задача ― существенно повысить эффективность поисково-спасательных операций. Информационная система предупреждает о навигационных препятствиях, например, о линиях электропередачи на траектории полета вертолета. Также с его помощью можно обнаружить малоразмерные объекты на поверхности моря в прибрежных морских районах. Дополнительно система сообщает пилотам данные о поверхности при посадке на необорудованную площадку. Установить комплекс можно на вертолетах всех типов, работает он в любых климатических условиях.

Комплекс представляет собой набор модулей. Предполагается, что устанавливать их будут в передней и средней части фюзеляжа летательного аппарата.

«Этот проект мы делали в рамках 218 постановления Правительства РФ совместно с АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова. В общей сложности над проектом трудилось 9 соисполнителей, «Военмех» выступал головным исполнителем. Определенные наработки в этой области имелись, но разработка велась с нуля. Комплекс разрабатывался, исходя из его установки на вертолете МИ-38», ― рассказал о специфике работы над комплексом руководитель проектной группы Константин Шахорко.

Сейчас инженеры работают над интеграцией цифровых карт в состав комплекса. Если соединить имеющиеся видеоизображения с цифровыми картами местности и высот, то можно будет улучшить информированность экипажа об окружающей обстановке. Такой подход в конечном итоге повысит безопасность полета, особенно в сложных погодных условиях. За счет использования цифровых карт, как отдельно, так и совместно с показаниями физических датчиков, возможна более наглядная визуализация окружающей обстановки. 

Благодаря модульному принципу разработки состав комплекса может меняться в зависимости от потребности заказчика и типа летательного аппарата, на который он устанавливается. За время выполнения работы были получены свидетельства о регистрации программного обеспечения, подана международная заявка на изобретение, а также написаны научные статьи. На данный момент работа по созданию комплекса завершена. Пройдены приемочные испытания, в том числе летные.

Читать также