Ученые подтвердили внеземное происхождение Карлинского кратера

Комплексное исследование Карлинского кратера доказало, что его происхождение имеет космогенный характер: это — метеоритный кратер. Работа проведена специалистами подведомственных Минобнауки России Института геохимии и аналитической химии (ГЕОХИ) им. В.И. Вернадского РАН и Казанского (Приволжского) федерального университета в сотрудничестве с зарубежными коллегами.

На рисунке: топографическая карта Карлинской импактной структуры

Карлинский кратер находится на территории Республики Татарстан, примерно в 130 км к юго-западу от Казани.  Его диаметр составляет 7-10 км, а возраст — несколько млн лет. Кратер уникален тем, что был образован в осадочной «мишени» (подложке), состоящей практически из чисто карбонатных пород (известняки и так далее).

Для изучения и выяснения происхождения Карлинской структуры (эндогенное или космогенное) были проведены полевые работы, включающие магнитную (измерение магнитного поля) и гравиметрическую (измерение гравитационного поля) наземные полевые съемки на местности, отбор и лабораторные исследования образцов. По результатам предложена 2D-модель глубинного внутреннего строения кратера.

«Доказательством космогенной природы Карлинского кратера служат наличие конусов сотрясения, импактных брекчий (пород, сложенных из обломков и сцементированных расплавом; образуются при ударе в процессе кратерообразования), а также планарных деформационных структур - оптических плоскопараллельных нарушений в кварце импактных брекчий. Кроме того, в импактных брекчиях из центра кратера ученые зафиксировали повышенное содержание никеля, что может служить маркером геохимического «загрязнения» веществом «ударника» (ударившее тело предположительно было хондритовым, то есть, представляло собой фрагмент астероида). Все это указывает на наличие высоких давлений и температур. Факт удара также подтверждают магнитные и гравиметрические аномалии Карлинской структуры», — говорит доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории метеоритики и космохимии ГЕОХИ РАН Наталья Безаева.

На рисунке: карта гравитационных аномалий Карлинской импактной структуры в редукции Буге

Концентрические (круговые) знакопеременные (попеременное чередование положительных и отрицательных) аномалии гравитационного поля c положительной аномалией в центре (совпадающем с геометрическим центром кратера) отличают Карлинский кратер от многих других известных метеоритных кратеров.

Результаты исследования опубликованы в журнале Meteoritics & Planetary Science.

На сегодняшний день в мире известно более 200 подтвержденных импактных структур (метеоритных кратеров), 15 из которых обнаружены на территории России. Поиск новых метеоритных кратеров — перспективное направление для будущих научных исследований.