Индивидуальные образовательные траектории в российских вузах
Актуальным трендом высшего образования сегодня становится персонализация обучения. Как следствие, возникает необходимость формирования индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) с активным участием студента. Такой подход к обучению позволяет получить не только основную специальность, но и компетенции в других областях, порой противоположных основному треку.
«В 21 веке мы входим в принципиально другую модель образования. Оно должно стать более индивидуальным не для того, чтобы найти таланты, а для того, чтобы в каждом раскрыть талант. Нам необходимо сделать высшее образование индивидуальным, то есть работать с каждым по-особому. Уже персонализирована медицина, мы требуем индивидуального подхода во всем. Почему же образование должно отличаться?», – подчеркнул Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Свобода в выборе ряда предметов развивает осознанность, умение ориентироваться в большом информационном потоке, анализировать, какие знания актуальны здесь и сейчас, и адаптироваться к изменениям в профессии, которые могут произойти за время обучения. В цифровую эпоху все эти качества работодатели особо ценят. От выпускников вузов ждут гибкости и умения быстро встраиваться в командные проекты.
Рассказываем, как отечественные вузы организуют индивидуальные образовательные треки для своих студентов.
Люди Икс
В 2019 году Донской государственный технический университет запустил проект по подготовке инженеров с уникальным набором компетенций – Институт опережающих технологий «Школа Икс». Одним из ключевых направлений новой образовательной площадки стала подготовка специалистов для «умного» сельского хозяйства. Концепция «Школы Икс» ориентирована на подготовку первоклассных инженеров с уникальным набором знаний и навыков, способных творчески решать комплексные технологические задачи.
Образовательный процесс в институте основан на модели проектного обучения. Студенты изучают набор обязательных дисциплин и имеют широкий выбор элективных модулей. В качестве преподавателей привлекаются наставники-практики, которые работают с командами над решением технологических задач.
«Для улучшения качества высшего образования вузам следует рассматривать студентов как молодых сотрудников компаний. Институт опережающих технологий – прекрасный пример трансформации образования, который опирается на современные мировые тренды. Программа «Школы Икс» направлена на построение индивидуальных образовательных траекторий, подготовку уникальных по набору компетенций специалистов», – подчеркнул ректор ДГТУ Бесарион Месхи.
Все участники «Школы Икс» в обязательном порядке углубленно изучают английский язык, чтобы взаимодействовать с ведущими практиками со всего мира. В сочетании с фронтирными знаниями это обеспечит их высокую конкурентоспособность на рынке труда.
Для участия в программе студентов отбирают в ходе проектно-аналитических сессий. По предложенным вводным претенденты разрабатывали технологические проекты, которые представляли экспертной комиссии. Помимо этого, члены жюри оценивали их надпрофессиональные навыки, такие как коммуникация и умение работать в команде. Из 500 претендентов в «Школу Икс» были зачислены 100 человек.
Авиационные траектории
В рамках построения индивидуальных образовательных траекторий Московский авиационный институт предлагает целеустремленным студентам возможности для развития не только основных инженерных навыков, но и организационно-управленческих компетенций, Soft Skills, помогает в изучении и освоении иностранных языков. Развитие ИОТ у студентов МАИ разделено по четырем направлениям: исследователь, специалист, управленец, предприниматель. Как только студент определяется с направлением, ему предлагаются типовые базовые траектории, которые дорабатываются и корректируются с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и пожеланий.
Со своим наставником (куратором) студент определяет список дополнительных курсов, практик, в том числе в центрах компетенций МАИ, дисциплин для углубленного самостоятельного изучения, выбирает стажировки, программы академической мобильности в ведущих университетах Европы и Азии и многое другое. Совсем скоро институт планирует запустить систему формирования индивидуальных образовательных траекторий на базе цифрового следа студентов, что сделает процесс персонализации образования еще более эффективным.
Цифры растут
Индивидуальная образовательная траектория в Московском физико-техническом институте позволяет студенту самому выбирать предметы, выстраивая свою программу, и уже в процессе обучения принимать самостоятельные решения.
«Конечно, первокурсники еще не совсем понимают, как построить свою программу – им помогают рекомендации преподавателей и научных руководителей. Чем старше становится студент, тем выше его осознанность и желание. Так, в 2019 году на первом курсе бакалавриата возможностью обучаться по индивидуальному учебному плану воспользовались меньше 1 % студентов, а на 4 курсе уже около 40 %. В магистратуре около 30 % студентов обучаются по индивидуальной программе», – рассказала Ирина Гарайшина, начальник учебного управления МФТИ.
На Физтехе есть специальные базовые курсы, которые соответствуют специальности, они неизменны. Выбор элективных дисциплин студент осуществляет в личном кабинете, что очень удобно и наглядно. Кроме того, под руководством научного руководителя студент может внести в свой учебный план те дисциплины, которые будут ему полезны при выполнении исследовательского проекта.
С каждым годом число студентов, обучающихся по индивидуальным учебным планам, растет. Например, в 2014 году таких ребят было около 4,4 %. В 2019 году данный показатель возрос до 17,6%. Обязательная программа вуза тоже претерпевает изменения, реагируя на последние достижения науки и техники и требования рынка труда. Например, сильно востребованы численные методы обработки информации – машинное обучение и большие данные. Эти курсы становятся все более популярными у студентов, и для многих физтех-школ эти дисциплины уже встроены в обязательную программу.
Физтехи имеют возможность взаимодействовать со смежными кафедрами. Например, у студентов академических кафедр есть шанс вместе со своими научными руководителями поучаствовать в проекте индустриальной кафедры и так далее. Уже на третьем курсе, а порой и на первых двух, молодые люди участвуют в реализации практических кейсов в лабораториях крупнейших корпораций IT-индустрии – Яндекса, Abbyу, 1С, Сбербанка и других.
Взаимодействие с сетью
Освоение образовательных программ обучающимися Северо-Кавказского федерального университета предусматривает формирование ИОТ за счет выбора факультативов из единого банка 210 дисциплин. У студентов есть возможность освоить сетевые образовательные программы с использованием ресурсов партнерских организаций. Так, в вузе реализуется 40 сетевых образовательных программ с российскими университетами и пять программ с возможностью получения двух дипломов с ведущими университетами мира (Технический университет Дрездена, Римский университет Ла Сапиенца), в рамках которых обучающиеся выбирают дисциплины, реализуемые в университете-партнере.
С 2020 года СКФУ осуществляет набор на 12 новых образовательных программ с возможностью получения двух дипломов с ведущими университетами Узбекистана, Таджикистана и Казахстана. Студенты активно участвуют в программах академической мобильности, за два года 88 ребят прошли включенное обучение в 25 зарубежных университетах.
Образовательный форсайт
В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого индивидуализация обучения осуществляется с использованием специального блока программы – модуля мобильности (майнора), состоящего из нескольких связанных дисциплин, направленных на освоение дополнительных компетенций из неосновных предметных областей. Модуль мобильности реализуется по смешанной технологии обучения.
«Образовательный форсайт» – программа, представляющая обучение с использованием онлайн-курсов как СПбПУ, так и других вузов, в том числе и зарубежных. Курсы направлены на получение дополнительной мини-специализации, не связанной с основной программой обучения.
«Стоит отметить, что более 60% от всей образовательной программы СПбПУ является вариативной, остальная часть – обязательная. В структуре программы бакалавриата, специалитета есть так называемое “Ядро Политеха” – это пример обязательных для всех дисциплин. Кроме этого, все направления подготовки, реализуемые в Политехе, разбиты на 5 Полигрупп (физико-математическая, информационно-компьютерная, инженерно-технологическая, торгово-экономическая и гуманитарная). Для них есть “Ядро Полигруппы”, в котором с учетом специфики сгруппированных направлений в разном объеме и уровня сложности обучают фундаментальным наукам, высшей математике, физике и многим другим. Такая организация обучения значительно облегчает студентам (при желании) смену образовательных программ в рамках одной Полигруппы», – пояснила Елена Разинкина, проректор по образовательной деятельности.
Студенты, которые успешно совместили основную программу обучения с дополнительной, получают документы о повышении квалификации или профпереподготовке.
Одним из наиболее привлекательных для студентов вариантов расширения своей индивидуальной траектории обучения является обучение на дополнительных программах от индустриальных партнеров СПбПУ. Работодатели на конкурсной основе отбирают студентов и предлагают бесплатные программы с выдачей соответствующих документов и возможностью дальнейшего трудоустройства. Примерами являются совместный проект Политеха с компанией «Тойота Мотор» под названием «Время расти», проект «От теории к практикам» с ведущим российским центром по управлению проектированием НИПИГАЗ и многие другие.
Экспертная площадка ИОТ
В Тюменском государственном университете реализация индивидуальных образовательных траекторий осуществляется пятый год. В 2019–2020 учебном году в программу студентов, обучающихся по ИОТ, был введен курс «Управление проектами». В феврале-июне его слушателями стали второкурсники Института социально-гуманитарных наук, Института химии и Института педагогики и психологии.
«Управление проектами» – универсальная дисциплина, предоставляющая набор общих принципов и методов для любой сферы деятельности. Контент всего курса построен вокруг инструментов управления проектами, которые студенты смогут использовать в различных областях: в личной жизни, социальных проектах, на стажировках и практиках, в работе. За основу курса взяты проектный опыт создателей курса, стандарты Свода знаний по управлению проектами (PMBOK), семейство Agile – гибкие подходы к созданию программного обеспечения.
В Школе перспективных исследований ТюмГУ сейчас идет первый набор на магистерскую программу «Экспериментальное высшее образование» (Master of Arts in Experimental Higher Education, MA X-HE). Школа перспективных исследований (SAS) вуза предлагает уникальную интеграцию свободного образования и междисциплинарного исследовательского центра. SAS – один наиболее смелых гринфилдов в российском высшем образовании.
Помимо этого, в ТюмГУ завершается подготовка онлайн-курса для университетов, в котором будут представлены готовые решения для плавного вхождения в ИОТ.