Ресурсные центры российского образования - новый формат довузовской подготовки абитуриентов за рубежом
Школы 5 стран подписали соглашения о сотрудничестве: Болгария, Киргизия, Монголия, Таджикистан, Турция. Эксперты ведущих университетов России будут преподавать там физику, химию, математику, биологию, русский язык. К 2024 году будет создано 50 подобных ресурсных центров.
Благодаря работе ресурсных центров, планируется повысить престиж российского высшего образования в мире, увеличить количество иностранных студентов и получить больше одаренных абитуриентов, которые осознанно выбирают университеты России.
«К 2024 году российским университетам необходимо увеличить количество иностранных студентов в 2 раза - до 425 000 человек. При этом 20% должны быть победителями олимпиад. Для этого важно повышать доверие к российской системе высшего образования в мире. Ресурсные центры – важный шаг на пути к цели. В этом году мы создаем 5 центров в Болгарии, Киргизии, Монголии, Таджикистане и Турции. Через 5 лет их будет уже 50. Они будут разными – необходимо будет учитывать не только культурологические, социально-экономические, стратегические особенности стран, но и интересы учителей, самих школьников, их родителей. Сейчас мы планируем сосредоточить на 5 основных предметах и по каждому разработать общие учебно-методические комплексы в 2 вариантах: базовом и продвинутом. При этом по форме будет 2-3 модели ресурсных центров – от очных интенсивов до дистанционных курсов. Это большая работа, и для качественного результата мы объединяем в консорциум ведущие университеты России. На первом этапе сотрудничество с ресурсными центрами будет двустороннее, однако мы предвидим, что формат станет сетевым, так как требует комплексного подхода», - ректор РУДН Владимир Филиппов.
В консорциум ведущих университетов, которые будут работать с ресурсными центрами российского образования за рубежом, уже вошли 7 вузов: Российский университет дружбы народов (РУДН), НЯУ «МИФИ», Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, НИУ «МЭИ», Алтайский государственный университет, НИУ «МФТИ», РАНХиГС. По физике учебные материалы готовят МФТИ и МЭИ, по биологии – АлтГУ, по химии – СпбПУ им. Петра Великого, по математике – МИФИ. РУДН создаст 2 варианта учебно-методических комплексов по русскому языку, а также будет координировать работу всего консорциума во всех ресурсных центрах.
Представители школ Болгарии, Киргизии, Таджикистана и Турции 25 ноября в РУДН подписали соглашения, по которым они становятся первыми ресурсными центрами российского образования за рубежом.
«Так как нашим выпускникам наиболее интересны российские программы по международным отношениям, стоматологии и инженерным профилям, то нам интересно сотрудничество по всем 5 предметам. При этом важно развивать очный формат ресурсных центров, чтобы русскоязычные дети в Турции могли в родных школах как можно больше общаться с экспертами из России», - Александр Бабаев, координатор по внешним связям Московской международной школы в Анталии (Турция).
«Мы готовы стать ресурсным образовательным центром России не только для учеников нашей школы, но и для русскоязычных детей всей Болгарии. Наша инфраструктура позволяет нам и проводить дополнительные занятия, и курсы повышения квалификации педагогов, и олимпиады. Возможны и иные очные форматы – летние школы и SMART-смены. Мы надеемся, что этот проект поможет создать новые учебники по русскому языку для детей, владеющих языками славянской группы», - Николай Недялков, директор школы "Камчия" (Болгария).
«Школа «Газпром-Кыргызстан» создана специально для работы с талантливыми детьми, и мы готовы стать ресурсным центром, быть проводником лучшего опыта российской системы образования, открывать возможности ведущих университетов России для других школ в Кыргызстане. Мы готовы стать базой для очных форм ресурсных центров – в том числе для проведения олимпиад. У нас своя учебная обсерватория, так что интересно будет работать и по направлениям «Физика», «Математика» в контексте астрономии», - Станислав Епифанцев, замдиректора школы «Газпром-Кыргызстан» (Кыргызстан).
«Нам очень интересны возможности проекта «Ресурсные центры» не только для школьников, но и для педагогов – очень важны сильные программы повышения квалификации учителей. Для детей наиболее востребованы будут углублённые варианты по естественнонаучным предметам. Мы готовы дать свою площадку и стать ресурсным центром для других школ Таджикистана для проведения российских олимпиад и ЕГЭ», - Светлана Пирова, директор Российско-таджикской средней общеобразовательной школы при Российско-Таджикском славянском университете (Таджикистан).
«У нас 80% преподавателей - из России, поэтому с русским языком особых сложностей не будет. Около наших 30 выпускников каждый год поступают в Россию по правительственным квотам. Поэтому нам, в первую очередь, интересно углубленное изучение математики, химии, физики, биологии», - Дарима Дышынова, замдиректора Совместной Монголо-Российской школы №3 в Улан-Баторе (Монголия).
Мероприятия «Создание не менее 5 ресурсных центров для детей и педагогов, обеспечивающих популяризацию изучения общеобразовательных предметов (математика, биология, химия, физика, астрономия и другие) на углубленном уровне (на русском языке) в странах-партнерах, в том числе с использованием сети организаций Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, российских центров науки и культуры, офисов транснациональных и российских компаний за рубежом» Федерального проекта «Экспорт образования» Национального проекта «Образование».