Студенты – вузу, городу и детям
Создать систему парковки в университете, издать сборник местного фольклора и разработать меры по организации общественного пассажирского транспорта: рассказываем о студентах, которые еще в вузе не просто придумали успешные проекты, но и успели реализовать их до выпускного.
Студент из Саратова предложил систему, которая помогает контролировать парковку в кампусе университета
Парковка на территории вуза личных автомобилей сотрудников и студентов представляет собой стихийный процесс, который плохо поддается управлению. Из-за этого возникают различные проблемы, например, нерациональное использование площадей кампуса. В 2020 году в Саратовском государственном техническом университете имени Ю.А. Гагарина проблему контроля парковки решил проект Максима Давлеткулова – студента 4 курса направления «Прикладная информатика» Института прикладных информационных технологий и коммуникаций.
Под руководством директора института, доктора технических наук Ольги Долининой Максим разработал информационную систему «Умная парковка» как подсистему «Умного университета». С помощью IP-веб-камер система собирает информацию о номере машины, заезжающей на парковку. Камера формирует видеопоток с разрешением 4 Мп (2688x1520) и оснащена объективом, обеспечивающим угол обзора 87°. Программа идентифицирует машину на определенной локации. Сверхточная искусственная нейронная сеть (ИНС) обрабатывает изображение, распознает номер автомобиля и отправляет его на сервер, где происходит сбор данных о машине и событии (марка, владелец, пропуск, время парковки).
Администратор следит за парковочными местами, получает информацию об автомобилях и будет уведомлен о нарушении правил парковки. Программа по заданным критериям формирует отчеты об автомобилях, когда-либо паркующихся на территории СГТУ, о времени пребывания владельца машины в вузе, нарушителях правил парковки. Отчеты можно использовать в управленческих целях для совершенствования инфраструктуры университета. Например, система покажет, у какого корпуса вуза есть смысл расширить, а у какого сократить парковочную зону. «Сейчас время получения администратором информации после фиксации веб-камерой – 30 секунд. Система уже включает все необходимые требования к ее функционалу, но ее можно еще оптимизировать: дополнить встроенными датчиками парковки, что позволит сократить объем видеотрафика и тем самым повысить эффективность системы», – комментирует Ольга Долинина.
В настоящий момент в рамках «Умной парковки» разрабатывается мобильное приложение, которое покажет водителю свободные и занятые места. Системы умной парковки ранее разрабатывались различными IT-компаниями, но имели определенные недостатки: давали обобщенную информацию о занятости без идентификации определенных машин, не формировали отчеты и так далее. Авторы умной парковки СГТУ учли все нюансы и создали проект, полностью удовлетворяющий управленческим целям вуза и обеспечивающий комфорт для водителей. Максим Давлеткулов отметил: «Парковка очень удобная, функциональная и незатратная. Ее можно успешно применить в других вузах и везде, где есть необходимость регулирования парковки. Для этого необходимо иметь веб-камеру соответствующих параметров и само программное обеспечение. Чтобы система работала корректно, нужно соблюдать некоторые условия использования оборудования. Например, камера должна быть установлена под определенным углом к объекту наблюдения, нужно учитывать особенности освещения территории, чтобы солнечный свет не засвечивал номера автомобилей и другие моменты».
Студентка из Пскова издаст сборник местного фольклора для детей
Псковские ученые много лет изучают местный фольклор, в частности, сказки. На тему особенностей устного народного творчества Псковщины написаны десятки трудов. Однако первой, кто станет проводником между сказками и их целевой аудиторией – детьми – будет студентка Псковского государственного университета Анастасия Попова. Она собрала и изучила сказочные тексты и собирается издать иллюстрированную книгу для детей с мультимедийным приложением.
«С детства я занимаюсь традиционной культурой, и народная сказка, как один из ярких самобытных жанров, давно привлекала мое внимание, – рассказывает Анастасия. – Сказка раскрывает особенности характера человека, дает представление об окружающем мире и о том, как можно решить задачу нестандартным способом. А псковская сказка – это что-то особенное. Здесь на славу потрудились ученые, которые не только собрали и сохранили огромное количество сказочных текстов, но и опубликовали их. Однако, научные издания для детского восприятия недоступны. Мне хотелось сделать эту красоту доступной широкому читателю, и, прежде всего, детям».
По словам автора проекта, специфическая орфография, обилие диалектной лексики, особенности звучания деревенской речи в уже изданных сборниках сказок сложны для детского восприятия. Эта проблема особенно актуальна в настоящее время, когда область испытывает потребность в методических материалах, содержащих региональный компонент. «В реализации проекта есть также научная составляющая, связанная с отбором и особенно с адаптацией текстов для детской аудитории. Как представить детям народную, исходно необработанную сказку, сохранив при этом стилистику жанра, местный колорит, особенности народной речи, – эту задачу предстоит решать, опираясь на научно-филологический опыт исполнителей проекта», – подчеркивает проректор ПсковГУ по научной работе Тарас Антал.
Сборник будет издан за счет победы Анастасии в грантовом конкурсе форума «Таврида».
Студент из Челябинска придумал, как модернизировать работу общественного транспорта
Эдуард Шамоян, студент факультета управления Челябинского государственного университета, предложил конкретные меры по совершенствованию управления организацией общественного пассажирского транспорта Челябинска. Эти меры он описал в своей выпускной квалификационной работе бакалавра. Предложениями заинтересовалось Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и пригласило Эдуарда на работу.
«Я взял тему пассажирского транспорта потому, что будучи студентом, каждый день передвигаюсь на автобусе или маршрутках, и проблемы в этой отрасли видны невооруженным глазом, – рассказал бакалавр. – Это и устаревший подвижной состав, постоянные “гонки за пассажиром” на маршрутах, отсутствие выделенных полос. Последний раз, когда был в Москве, обратил внимание на общественный транспорт, позже стал задумываться, почему в Челябинске транспорт также не может быть современным, экологически чистым и упорядоченным».
По мнению Эдуарда, Челябинск активно расширяется, становится огромной агломерацией, в результате чего повышается маятниковая миграция населения, а это увеличивает нагрузку на общественный транспорт и требует новой реформы. В своей дипломной работе бакалавр предлагает комплекс мер: выбрать единого перевозчика на всех социально значимых маршрутах; сделать билеты, действующие на протяжении определенного времени, с бесплатными пересадками; создать выделенные полосы общественного транспорта как пилотного проекта в Челябинске.
«Выделенная полоса сегодня есть на части улиц Энгельса – Труда – Северо-Крымская, – отметил Эдуард. – Но там нет видеофиксаторов, и по факту ездят все. Также мои предложения касаются системы оплаты за проезд: деньги от пассажира должны напрямую перетекать в госказну по новой автоматизированной системе оплаты проезда, а оттуда уже перевозчику по новой контрактной системе, когда оценивается стоимость километра, а не количество перевезенных пассажиров».
После практики в Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Эдуарду Шамояну дали должность старшего инженера отдела пассажирских перевозок управления транспорта. А предложения учтут при составлении научно-исследовательских работ по оптимизации общественного транспорта. Теперь работу в министерстве студент совмещает с учебой в магистратуре факультета управления ЧелГУ.