Вузы предложили меры по развитию системы образования в пандемию
30.10.2020
Руководители ведущих университетов страны представили доклад, посвященный разработке оперативных и стратегических мер по развитию системы образования в России. Обсуждение состоялось в ходе заседания Общественного совета при Минобрнауки России, в котором принял участие глава ведомства Валерий Фальков.
Доклад рабочей группы опирается на аналитику, представленную в июле в первом докладе "Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после нее". Результат аналитической работы представили ректор ТГУ Эдуард Галажинский, ректор РАНХиГС Владимир Мау, руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и ректор УрФУ Виктор Кокшаров.
«Пандемия стала вызовом для системы высшего образования. В этой связи нам было важно понять, с какими проблемами столкнулись университеты в период удаленной работы, проанализировать и выработать стратегические меры по организации деятельности вузов в изменившихся условиях. Уже сегодня мы можем говорить о том, что приобретенный опыт дал стимул к дальнейшему развитию российской высшей школы, в том числе университетской цифровой среды», – сказал Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
В новом докладе рабочая группа предложила и обосновала оперативные и стратегические меры по решению проблем высшего образования. Также важным направлением доклада стала выработка направления дальнейшего развития системы. Аналитика строилась на основе социологических исследований, проведенных в марте-июле 2020 года.
«Первый доклад мы посвятили анализу ситуации – как стресс-тест, вызванный пандемией, повлиял на жизнь вузов. Но за анализом должен следовать план действий, которые помогут системе образования адаптироваться в новых условиях: впитать лучшие практики и избавиться от того, что мешает развитию. Принципиально разделив предлагаемые меры на уровни – университетский и федеральный – мы постарались обеспечить комплексный подход к проблеме», – отметил, представляя доклад, ректор ТГУ Эдуард Галажинский.
Авторы доклада отмечают, что принципиальным изменением в системе высшего образования должно стать появление новой – цифровой – дидактики. Это связано с изменением роли преподавателя и появлением таких моделей, как тьютор, фасилитатор, модератор учебного процесса.
Пересматривается и зона ответственности студента: в новых реалиях он сам может формировать свою образовательную траекторию, используя институты наставничества и тьюторства, которые есть в вузах. Внешняя независимая оценка качества образования должна обеспечиваться системой студенческих олимпиад и кейс-чемпионатов, которые развиваются в онлайн-среде.
В докладе отмечается, что трансформация образовательного процесса с акцентом на цифровые технологии включает в себя повышение интерактивности учебных курсов и разрешение вносить в образовательные программы модули, созданные в других вузах и организациях. Обязательным условием для поддержания качества программ и их своевременного обновления должны стать сервисы сбора обратной связи от студентов.
«Многие из представленных мер уже активно реализуются в УрФУ, - отметил ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров. - Это касается обновления компетенций преподавателей, поддержки студентов, внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, повышения доступности качественного образования. Важно поддерживать наших ученых в новых условиях и давать им необходимые инструменты для эффективной работы. Университет также готов включиться в работу по развитию сети организаций высшего образования. Это позволит объединить вузы и предоставить всем российским студентам самые лучшее образовательные продукты».
Добавим, это уже второй доклад, созданный ректорами и рабочими группами 13 ведущих российских вузов и инициированный Министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым. Целью первого глобального исследования "Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после нее" было извлечь уроки из опыта экстремального режима работы системы высшего образования в первые месяцы пандемии.