Экоклубы, эковолонтеры и эконаука

Новости Министерства
«Экология — это не про то, как убирать мусор, а в большей степени про то, как сделать так, чтобы мусора и вообще вреда природе было меньше», – считает выпускница Пензенского государственного технологического университета Алина Можачкина. Сегодня в нашем материале о том, как студенты и выпускники российских вузов борются за экологию.

Экоклубы

Эколого-экономический клуб Новосибирского государственного университета экономики и управления существует уже более 10 лет. Его участники активно сотрудничают в вопросах экологического просвещения и образования с государственными, общественными и коммерческими структурами и организуют различные эко-просветительские мероприятия. Самым главным из них считается Межвузовский экологический кубок – это уникальная площадка для общения студентов, экспертов и представителей бизнеса, государства и общественных организаций по актуальным проблемам в сфере охраны окружающей среды, изменений природоохранного законодательства, научных исследований и прикладных разработок.   

«Одной из приоритетных задач Эколого-экономического клуба является создание в НГУЭУ системы раздельного сбора отходов и, соответственно, огромный блок просветительской работы для студентов и сотрудников в этом направлении», – комментирует старший преподаватель кафедры экологической безопасности и управления природопользованием Екатерина Цускман. Кроме того, члены Клуба проводят выездные мероприятия «Экодень», где рассказывают школьникам и студентам колледжей об экологическом туризме, глобальных проблемах экологии.

Алина Можачкина, еще будучи активисткой студенческого самоуправления Пензенского государственного технологического университета, стала региональным лидером Всероссийского экологического движения ЭКА. По ее инициативе в вузе стартовала программа экологического образования для студентов всех направлений подготовки. Акции «Больше кислорода», «Посади лес», «Разрядись» стали привычными для ПензГТУ и объединили заинтересованную молодежь в студенческое научное общество «Современные проблемы химии, экологии и безопасность жизнедеятельности».

«Сегодня в основе нашей деятельности – изучение физико-химических процессов в окружающей среде, моделирование адсорбционных процессов в атмосфере, гидросфере, литосфере, создание универсальных фильтрующих элементов адсорбционного типа на основе природных сорбентов, поиск и разработка новых методов инактивации токсикантов в окружающей среде, – рассказывает доцент кафедры биотехнологии и техносферная безопасность Дмитрий Борисков. – Но и не менее важная задача – это популяризация знаний в области химии, защиты окружающей среды и БЖД среди обучающихся»

Эковолонтеры

В Удмуртском государственном университете задачей экопросвещения и информационно-просветительской работой среди студентов и сотрудников занимается Волонтерская лига «Раздельному сбору отходов ДА!». Проект получил поддержку Фонда Президентских грантов. Участники Лиги прошли курсы по технологиям переработки отходов, инновационной педагогике, правовым аспектам обращения с отходами, прослушали семинары с представителями предприятий-переработчиков отходов в регионе. Особое место в программе обучения волонтеров занимает развитие soft skills: работа в команде, разработка персональных проектов, формирование лидерских качеств, реализация творческого потенциала. 

Руководитель проекта, кандидат технических наук Ольга Дружакина рассказывает: «Среди основных задач наших волонтеров – создание программ и презентаций экоуроков. Среди крупных проектов – Экоквест ответственного потребления в дистанционном формате, Школа ответственного потребления. С января 2020 года волонтеры провели более 28 различных мероприятий: экоуроки, экологические квесты, мастер-классы и другие, а участвовали в них больше 650 человек». При проведении экоуроков волонтеры рассказывают примеры из личного опыта экологизации образа жизни, а также о том, как сделать первые шаги по переходу к РСО. Например, отказ от одноразовых вещей, таких как пластиковая посуда, медицинские бахилы, отказ от не перерабатываемой упаковки товаров и т.п. Слушателей учат «читать» экознаки на упаковках и отвечают на вопросы: «Куда сдать лампочку или батарейку?», «Куда вывозят отходы из специальных сетчатых контейнеров?», «Что можно сделать из отходов?» и многие другие. 

Цель масштабной экологической волонтерской программы «Живая Земля»  – превратить экологические знания в твердые убеждения. Проект создан по инициативе Первичной профсоюзной организации студентов Университета Лобачевского при поддержке Общественной палаты Нижегородской области и Совета ректоров Нижегородской области. История «Живой земли» началась в 2010 году, когда в стране бушевала аномальная жара, а в области Нижнего Новгорода стоял такой смог, что без средств индивидуальной защиты дышать было невозможно. Площадь лесных пожаров в Нижегородской области на тот момент достигла 1200 га. Понимая, что восстановление лесных массивов – долгий и трудоемкий процесс, волонтеры создали проект «Живая земля» и с тех пор каждый год на выездных мероприятиях участники восстанавливают леса, пострадавшие в результате природных пожаров 2010 года. 

В этом году состоялся уже X экологический лагерь «Живая земля», на котором собрался 101 участник. Волонтеры засадили 15 га леса в лесничестве Семеновского района, организовали «экологические тропы» в Усадьбе Левашовых и начали восстанавливать сквер в городе Семенов. «Программа выездного волонтерского лагеря включает проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование экологического сознания молодежи и развитие экологического добровольчества: лесовосстановительные работы, общественно-полезные хозяйственные работы, образовательное направление, творческие тематические вечерние мероприятия», – рассказал Руслан Костригин, начальник отдела патриотического воспитания студентов управления по молодежной политике ННГУ.

Эконаука

Состояние водоемов и водотоков – одна из острых экологических проблем Приморского края. К решению проблем загрязнения городских водотоков подключились и студенты-экологи Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 

Свои исследования студенты проводят на Второй Речке. У этой реки, впадающей в Амурский залив, богатая история: в ХХ веке ее поровну делили военные и простые граждане, затем на ее берегах строились летние дачи и в 60-х годах район решили застроить жилыми домами. Сегодня Вторая Речка обмелела, дно заилилось, а на берегах скопились горы бытового и строительного мусора. 

«Комфортность среды обитания является важным фактором в поддержании здоровья городских жителей. Владивосток, имея статус столицы Дальнего Востока, является привлекательным объектом для российских и иностранных туристов, — рассказывает об актуальности проекта ответственный руководитель Татьяна Вшивкова. — При этом в центре города, в микрорайоне Вторая Речка на пути главного туристического маршрута, в безобразном состоянии находится один из городских водотоков – Вторая Речка. В реку сливаются жидкие отходы производства, канализационные стоки предпринимателями, городскими сетями. Разрушенные старые мосты и переходы через реку препятствуют речному стоку, загрязненная вода попадает прямо в Амурский залив, ухудшая качество воды, отрицательно воздействуя на прибрежные экосистемы, нарушая права граждан на благоприятную среду обитания».  

Экологам-участникам проекта «Ревитализация Второй Речки» нужно решить ряд задач. Для начала – произвести комплексную оценку экологического состояния реки Вторая Речка. С помощью этих данных подготовить рекомендации, которые снизят антропогенное воздействие на водные источники. «После этого станет возможно подготовить специалистов к восстановлению участков городского водотока, – рассказывает руководитель проекта по организации работы со студентами ВГУЭС Наталья Иваненко. – Следующий шаг – апробировать использованные в работе методики пресноводного биомониторинга для оценки качества вод. Также важно составить протоколы проведенной экспертизы по выявленным нарушениям. Они будут направлены в соответствующие надзорные и контролирующие органы Владивостока: в Администрацию нашего города, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края».  

Специалисты оценят состояние реки по гидробиологическим и гидрохимическим показателям и проведут комплекс работ по изучению растительности в различных зонах Второй Речки. Реализация проекта позволит включить результаты в паспорт водного объекта – это необходимо для предоставления рекомендаций в Министерство природных ресурсов и экологии РФ по внедрению методики пресноводного биомониторинга в государственную программу экологического мониторинга.

Результаты своих исследований студенты представляют на научных конференциях, участвуют в слушаниях по экологическому состоянию водотоков, которые проходили в координационном Совете по проблемам экологии Приморского края. Одна из выпускниц ВГУЭС успешно защитила диссертацию, в которой изучала дно водоема Второй Речки. 

Для улучшения экологической обстановки водоемов и водостоков Приморского края была создана долговременная программа «Исследование экологического состояния водоемов и водотоков полуострова Муравьева-Амурский и разработка рекомендаций по их восстановлению», созданной Дальневосточной межрегиональной общественной экологической организацией «Зеленый крест» и учеными Дальневосточного отделения РАН. Проект ВГУЭС «Ревитализация Второй Речки» – одно из ответвлений этой программы. Задача участников – выделить и описать единый выверенный алгоритм действий научных специалистов совместно с общественностью и государством для охраны и восстановления городских территорий, в том числе речных бассейнов.

Читать также