Валерий Фальков рассказал о специфике воспитательной работы в вузах

Новости Министерства
19 ноября в рамках Всероссийского семинара-совещания прошел Открытый разговор с Министром науки и высшего образования Российской Федерации Валерием Фальковым. Обсуждались вопросы организации воспитательной работы в вузах, студенческое самоуправление и добровольческие инициативы. 

В 2020 году в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены поправки, согласно которым воспитательная составляющая перенесена в равную плоскость с обучением на всех ступенях образования. При этом, по словам Валерия Фалькова, в вузах есть своя специфика, обусловленная тем, что высшее образование приходят получать уже сформировавшиеся личности. «Многие из выпускников школ уже имеют зрелые воззрения, это диктует нам особые условия организации воспитательной работы в вузе. Воспитательная работа должна быть органичной частью образовательного процесса в университете».  

Отвечая на вопрос о разработке и внедрении единых программ дополнительного образования или профессиональной переподготовки для сотрудников структур по воспитательной работе в образовательных организациях, Валерий Фальков сказал: «Мы поддерживаем создание специализированных управленческих структур в вузах. Сейчас мы внимательно смотрим за тем, что происходит в вузах, анализируем опыт воспитательной работы. Лучшие практики будут использованы при разработке курсов повышения квалификации, чтобы тиражировать их по всей стране».  

Министр отметил, что воспитательной работой нужно заниматься даже в условиях удаленного формата работы вузов. «Этот год особый. Многие студенты, к сожалению, не имеют возможности личного общения с сокурсниками и преподавателями. Но надо посмотреть на это как на вызов и внедрить такие формы воспитательной работы, которые соответствуют современным реалиям и могут реализоваться даже в удаленном формате». 

Валерий Фальков добавил, что нужно вовлекать в воспитательную работу самих студентов. Студенческое самоуправление – одно из приоритетных направлений работы Минобрнауки России. «Cчитаю, что самоуправление позволяет самореализоваться тем, кто имеет лидерские качества. Это приоритетная работа на будущий год. Университет начинает меняться тогда, когда есть запрос на изменение на кафедрах, факультетах, институтах. Именно там происходит самая интересная работа».

Читать также