Эксперты РФ и Евросоюза обсудили образование после COVID
24.11.2020
Сегодня, 24 ноября, российские и европейские эксперты обсудили развитие системы образования в условиях пандемии на круглом столе «Новые образовательные модели и практики, включая интернационализацию образования, в эпоху после пандемии COVID-19», организованном Томским госуниверситетом. Участие в работе круглого стола приняла директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Наталья Трухановская.
О проведении круглого стола о новых образовательных моделях и практиках договорились губернатор Томской области Сергей Жвачкин и посол ЕС в России Маркус Эдерер на онлайн-встрече в июле этого года. Лучшие российские и европейские практики, озвученные на круглом столе, будут использованы для выработки национальных образовательных политик.
«Нужно не терять бдительность и готовиться к постковидной эре. Новая реальность будет другой, да и возможность новой пандемии нельзя исключать. И нужно думать, как предоставлять качественное образование студентам в этих условиях. В этой связи я очень заинтересован в выводах и рекомендациях круглого стола», – отметил посол ЕС в России Маркус Эдерер, открывая мероприятие.
Его поддержала и директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Наталья Трухановская, подчеркнув значимость практик, которые окажутся полезными не только в экстренных условиях, но и в будущем. «Назрел и следующий пункт для обсуждения – что из общих практик пригодится нам и в будущей жизни. Что окажется полезным не только в экстренных условиях, но и станет залогом развития нашего дальнейшего образования», – отметила она.
Дискуссия проходила по трем тематическим направлениям: «Новые вызовы для образовательного процесса», «Академическая мобильность» и «Безопасный кампус». В работе круглого стола приняли участие представители семь российских вузов, семь университетов стран ЕС, а также студенческих ассоциаций, работодателей и организаций международного научно-образовательного сотрудничества. Помимо этого, к обсуждению подключились члены Европейской комиссии и Ассоциации европейских университетов.
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский отметил, что, приняв оперативные меры, система образования России смогла не допустить распространения коронавируса: количество заболевших в вузах в три раза меньше, чем в среднем по стране, и при этом – запустить более миллиона учебных курсов в дистанционном режиме. «Горизонтальная коммуникация вузов помогла системе образования справиться с проблемами, и ситуацию мы восприняли как точку бифуркации, но теперь нужно сделать следующий шаг. Вузам, например, вводить цифровых помощников, а Минобрнауки, в частности, развивать межуниверситетскую и международную мобильность», – резюмировал ректор.
Стефан Херманс, директор программной стратегии и оценки генерального директората по образованию и культуре Европейской комиссии, рассказал, как опыт пандемии при планировании в сфере образования учитывают страны ЕС. Он уточнил, что цифровое образование развивается в Европе очень быстро, хотя и не сможет заменить очную форму, а пандемия кардинально поменяет образовательный ландшафт. Херманс отметил, что одним из приоритетов в европейских странах в следующем году станут обучающие экспресс-программы, на которых люди смогут за короткий срок повышать квалификацию в разных сферах или получать новую специальность.
«Такие краткие программы должны признаваться работодателями, – сказал Херманс: – Давайте учиться (жить в новых условиях) через программы сотрудничества между РФ и ЕС».
Филипп Морен из Высшей нормальной школы Лиона (Ecole Normale Supérieure de Lyon, Франция) рассказал о новых вызовах, которые требуют внедрения новой педагогики. В частности, о разработке новых способов общения студентов и преподавателей до и после занятий, а также об организации виртуального общения между группами студентов на разных уровнях, что должно дать возможности для культурного обмена.
Позицию работодателей по отношению к университетам в постпандемийную эпоху сформулировал Александр Рудик, основатель и президент фонда «ПроОбраз». Университеты должны меняться, считает он, чтобы удовлетворять запросам на практическую подготовку студентов. К этому вузы подталкивает тенденция к отмене требований о наличии высшего образования при приеме на работу и конкуренция между формальным и неформальным образованием (онлайн-курсами, корпоративными университетами).
Ханна Снельман, проректор Университета Хельсинки (Финляндия), зафиксировала одно из позитивных последствий пандемии: «Система образования достаточно хорошо приспособилась к пандемии, COVID даже активизировал нашу работу по развитию открытости и прозрачности обучения. И создал у молодежи впечатление необходимых изменений и реформ в системе образования».
О проблемах академической мобильности говорила Клаудиа Кнабель, глава отдела стипендиальных программ по Северному полушарию DAAD. В связи с пандемией количество программ мобильности резко сократилось, но появилась перспектива для развития виртуальной мобильности. Спрос на нее, по словам Кнабель, пока не слишком высок среди тех стипендиатов, которые рассчитывали на офлайн, но новый формат откроет возможности для студентов с детьми, людей с физическими ограничениями и для тех, кто впервые вступает в академическую среду. Этим категориям людей трудно мобилизовать финансовые и временные ресурсы для участия в программах мобильности, и поэтому они оказываются в менее выгодном положении на рынке труда.
«Но стипендиаты все же хотят полного погружения в принимающую страну, поэтому мы очень надеемся на возобновление программ между Россией и Германией», – подчеркнула госпожа Кнабель.
В связи с пандемией COVID-19 выявились проблемы системного характера, которые могут привести к нестабильности жизни кампуса уже в среднесрочной перспективе – отдельная секция была посвящена устройству безопасного студгородка. Участники обсудили вопросы устойчивого «зеленого» кампуса, его новые функции и ресурсы, новые пространства виртуальной коммуникации, службы психического здоровья, особый контроль безопасности пребывания и другие темы.
Протокол круглого стола будет утвержден на собрании рабочей группы в начале декабря. Запись круглого стола доступна на YouTube-канале ТГУ на английском и русском языках.
О проведении круглого стола о новых образовательных моделях и практиках договорились губернатор Томской области Сергей Жвачкин и посол ЕС в России Маркус Эдерер на онлайн-встрече в июле этого года. Лучшие российские и европейские практики, озвученные на круглом столе, будут использованы для выработки национальных образовательных политик.
«Нужно не терять бдительность и готовиться к постковидной эре. Новая реальность будет другой, да и возможность новой пандемии нельзя исключать. И нужно думать, как предоставлять качественное образование студентам в этих условиях. В этой связи я очень заинтересован в выводах и рекомендациях круглого стола», – отметил посол ЕС в России Маркус Эдерер, открывая мероприятие.
Его поддержала и директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Наталья Трухановская, подчеркнув значимость практик, которые окажутся полезными не только в экстренных условиях, но и в будущем. «Назрел и следующий пункт для обсуждения – что из общих практик пригодится нам и в будущей жизни. Что окажется полезным не только в экстренных условиях, но и станет залогом развития нашего дальнейшего образования», – отметила она.
Дискуссия проходила по трем тематическим направлениям: «Новые вызовы для образовательного процесса», «Академическая мобильность» и «Безопасный кампус». В работе круглого стола приняли участие представители семь российских вузов, семь университетов стран ЕС, а также студенческих ассоциаций, работодателей и организаций международного научно-образовательного сотрудничества. Помимо этого, к обсуждению подключились члены Европейской комиссии и Ассоциации европейских университетов.
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский отметил, что, приняв оперативные меры, система образования России смогла не допустить распространения коронавируса: количество заболевших в вузах в три раза меньше, чем в среднем по стране, и при этом – запустить более миллиона учебных курсов в дистанционном режиме. «Горизонтальная коммуникация вузов помогла системе образования справиться с проблемами, и ситуацию мы восприняли как точку бифуркации, но теперь нужно сделать следующий шаг. Вузам, например, вводить цифровых помощников, а Минобрнауки, в частности, развивать межуниверситетскую и международную мобильность», – резюмировал ректор.
Стефан Херманс, директор программной стратегии и оценки генерального директората по образованию и культуре Европейской комиссии, рассказал, как опыт пандемии при планировании в сфере образования учитывают страны ЕС. Он уточнил, что цифровое образование развивается в Европе очень быстро, хотя и не сможет заменить очную форму, а пандемия кардинально поменяет образовательный ландшафт. Херманс отметил, что одним из приоритетов в европейских странах в следующем году станут обучающие экспресс-программы, на которых люди смогут за короткий срок повышать квалификацию в разных сферах или получать новую специальность.
«Такие краткие программы должны признаваться работодателями, – сказал Херманс: – Давайте учиться (жить в новых условиях) через программы сотрудничества между РФ и ЕС».
Филипп Морен из Высшей нормальной школы Лиона (Ecole Normale Supérieure de Lyon, Франция) рассказал о новых вызовах, которые требуют внедрения новой педагогики. В частности, о разработке новых способов общения студентов и преподавателей до и после занятий, а также об организации виртуального общения между группами студентов на разных уровнях, что должно дать возможности для культурного обмена.
Позицию работодателей по отношению к университетам в постпандемийную эпоху сформулировал Александр Рудик, основатель и президент фонда «ПроОбраз». Университеты должны меняться, считает он, чтобы удовлетворять запросам на практическую подготовку студентов. К этому вузы подталкивает тенденция к отмене требований о наличии высшего образования при приеме на работу и конкуренция между формальным и неформальным образованием (онлайн-курсами, корпоративными университетами).
Ханна Снельман, проректор Университета Хельсинки (Финляндия), зафиксировала одно из позитивных последствий пандемии: «Система образования достаточно хорошо приспособилась к пандемии, COVID даже активизировал нашу работу по развитию открытости и прозрачности обучения. И создал у молодежи впечатление необходимых изменений и реформ в системе образования».
О проблемах академической мобильности говорила Клаудиа Кнабель, глава отдела стипендиальных программ по Северному полушарию DAAD. В связи с пандемией количество программ мобильности резко сократилось, но появилась перспектива для развития виртуальной мобильности. Спрос на нее, по словам Кнабель, пока не слишком высок среди тех стипендиатов, которые рассчитывали на офлайн, но новый формат откроет возможности для студентов с детьми, людей с физическими ограничениями и для тех, кто впервые вступает в академическую среду. Этим категориям людей трудно мобилизовать финансовые и временные ресурсы для участия в программах мобильности, и поэтому они оказываются в менее выгодном положении на рынке труда.
«Но стипендиаты все же хотят полного погружения в принимающую страну, поэтому мы очень надеемся на возобновление программ между Россией и Германией», – подчеркнула госпожа Кнабель.
В связи с пандемией COVID-19 выявились проблемы системного характера, которые могут привести к нестабильности жизни кампуса уже в среднесрочной перспективе – отдельная секция была посвящена устройству безопасного студгородка. Участники обсудили вопросы устойчивого «зеленого» кампуса, его новые функции и ресурсы, новые пространства виртуальной коммуникации, службы психического здоровья, особый контроль безопасности пребывания и другие темы.
Протокол круглого стола будет утвержден на собрании рабочей группы в начале декабря. Запись круглого стола доступна на YouTube-канале ТГУ на английском и русском языках.