В ЮФУ сохраняют генетическое разнообразие растений Ростовской области

Ученые Южного федерального университета занимаются изучением генетической структуры популяций редких видов растений методами ПЦР-диагностики. Анализ позволяет сделать вывод об их изменчивости, в этом случае сохранять генетический материал в условиях in vitro (вне живого организма) необходимо с большего числа популяций, если же генетические различия незначительны, то это можно делать с одной популяции.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем в биологии является сохранение генетического разнообразия видов живых организмов. Особое внимание уделяется сбережению генофонда многих видов растений.

Главной целью Ботанических садов является сохранение биоразнообразия растительного покрова в условиях ex situ – то есть за пределами их естественной среды обитания. Но, по словам ученых, наряду с классическими методами сохранения растений в открытом грунте целесообразно также поддержание их в культуре in vitro – «в пробирке», вне живого организма.

Оберегание множества генетически отличных популяций Ростовской области – это основная задача, позволяющая предотвратить вымирание вида и сохранить его эволюционный потенциал. Однако не всегда возможно спасти все существующие популяции, чаще всего необходимо выделить лишь некоторые для сохранения или отобрать образцы для поддержания их в искусственных условиях или в генетических банках. По словам ученых, для генетического банка растений в условиях in vitro необходимо иметь представление о генетической структуре популяций.

Ученые ЮФУ занимаются сохранением растительного генофонда на базе Лаборатории клеточных и геномных технологий растений Ботанического сада университета, используя передовые методы выявления генетического потенциала с помощью фрагментов ДНК.

«Первым этапом в сохранении биоразнообразия является изучение генетической структуры популяций редкого вида методами ПЦР-диагностики. Применяя информативные маркеры, можно получать множество фрагментов, которые впоследствии разделяются методом гель-электрофореза – процесса, при котором электрический ток применяется к образцам ДНК, создавая фрагменты для сравнения. Анализируя их, мы можем сделать вывод о полиморфности популяций. Если они полиморфны, то сохранять генетический материал в условиях in vitro необходимо с большего числа популяций. Если же мономорфны, то есть генетические различия не значительны, то вводить в культуру in vitro можно растения с одной популяции», – рассказал сотрудник Лаборатории клеточных и геномных технологий растений Ботанического сада ЮФУ Василий Чохели.

Обзорная статья сотрудников лаборатории Ботанического сада и Академии биологии и биотехнологий ЮФУ совместно с коллегами из Португалии, Ирана и Китая опубликована в спецвыпуске журнала Plants.