Ученые разработали концепцию «монетизации» этнографического туризма
19.02.2021
На ее основе была сформирована модель десятидневного тура в одну из общин горных районов Дагестана. Маршрут тура, Махачкала – Верхний Гуниб – Арчи – Махачкала, включает посещение Сулакского каньона и водопада Салта, а также конные маршруты в села Хилих, Кесер, Хитаб, Кубатль к подножью горы Таклик.
Ученые Дагестанского федерального исследовательского центра РАН в Махачкале, Субтропического научного центра РАН в Сочи и Оксфордского университета совместно разрабатывают концепцию использования этнокультурных традиций в стратегии социально-экономического и экологического развития горных территорий Дагестана. В концепции «монетизации» этнографического туризма республики ученые сформировали устойчивые системы коммуникаций между сельскими анклавами, их представительствами в городах, туристическими фирмами и экспертным сообществом. Научная статья «Этнокультурные последствия депопуляции горных территорий. Северная Осетия и Дагестан» принята в печать и планируется к публикации в журнале «Социс».
«Кавказ всегда был интересным объектом этнографического исследования. Вплоть до настоящего времени он сохраняет формы традиционной культуры, это мировое культурное наследие. Поэтому исследования, объектом которых выступают традиционные общества Кавказа, их культура, пути адаптации к динамично меняющемуся миру приобрели особую актуальность», — рассказал заведующий лабораторией этносоциальных исследований ФИЦ Субтропический научный центр РАН Александр Садовой.
Реформы XX века привели к масштабному переселению горцев на равнину. В результате более двухсот горных сел и хуторов, большое количество террасных полей, садов, сельскохозяйственных угодий оказались заброшенными. Отток жителей горных районов продолжается и в настоящее время. Попытки решить проблему «бедности» горных анклавов исключительно через развитие частного эко- и этнотуризма не увенчалась успехом. Зачастую создаваемые организации входили во внутреннее противоречие с системой нравственно-этических норм, укрепляющих позиции права сельских общин, в частности, в Дагестане — с джамаатами.
«Прежде чем развертывать сеть историко-культурных маршрутов и экологических троп, обязательно должны быть проведены полевые этнографические исследования. Наш проект направлен на комплексное исследование рекреационного потенциала горных этнокультурных ландшафтов и формирование оптимальной модели устойчивого развития региона. Для нас это очень важно: прежде всего, это пополнение семейных бюджетов и улучшение качества жизни горцев», — пояснил руководитель проекта, заведующий отделом этнографии Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН Магомедхан Магомедханов.
В экспедициях по горному Дагестану ученые собрали материалы, раскрывающие современную демографическую, этнокультурную, экологическую ситуацию, дифференцировали полученные данные по отдельным горным районам и сельским общинам.
Одним из перспективных направлений ученые полагают развитие «коврового» туризма в Дагестане.
«Ковроткачество было известно многим народам, населявшим хребты вдоль Великого шелкового пути, который развивался еще во II веке до нашей эры. На Северном Кавказе одна ветвь пути проходила через высокие перевалы Главного Кавказского хребта на Южный Кавказ, а другая — вдоль западного побережья Каспийского моря по каспийскому коридору через территорию современного Дагестана. Результатом этих связей стала интеграция населения Азербайджана и Дагестана с соседними народами через сферу материальной и духовной культуры. В Европе коммерческий и эстетический интерес к кавказским коврам начал расти еще в XV веке, а концу XVIII века экспортная торговля азербайджанскими и дагестанскими коврами в Европу была уже свершившимся фактом. Но в последние десятилетия «ковровый» туризм развивается только в Азейрбаджане, в Дагестане он пока полностью отсутствует», — рассказал почетный научный сотрудник, профессор Колледжа Св. Антония Оксфордского университета Роберт Ченсинер.
Все теоретические подходы ученых нашли практическое применение в одной из общин горных районов Дагестана. Арчи — это устойчивая система этно-территориальных связей, которая объединяет население семи самоуправляющихся селений: Арчи, Кашилла. Кала, Лхатта, Алшуна, Кубатль, Кесер, Хилих. Все села арчинцев расположены в пойме реки Хатар, которая берет свое начало от ледниковой горы Таклик и сакральной горы Бедеку. Этническая территория горного анклава определяется ландшафтным окружением. В этом районе нет «дикой природы», вертикальная зональность ландшафтов диктует свои условия природопользования и определяет ремесленную специализацию.
«Результаты полевых исследований показывают, что в горных поселках, во многом, сохраняются возможности для восстановления ремесел. Сохранение традиционных жилищ формирует условия для развертывания поселковых и «родовых» музеев, замкнутых в одну сеть историко-культурного маршрута. Для населения горных селений Дагестана характерно крайне бережное отношение к традиционной одежде и утвари, что дает возможность с минимальными затратами формировать экспозиции, посвященные традиционным формам хозяйственной деятельности. В них можно включить продукцию местных промыслов — традиционные сельскохозяйственные орудия. Также несколько историко-культурных маршрутов можно сформировать в контексте концепции «паломнического туризма». В этом районе Дагестана ярко прослеживается наследие арабо-мусульманской культуры», — подытожил доктор исторических наук Магомедхан Магомедханов.
Ученые подчеркивают, что в дальнейшем разработанная ими концепция информационного обеспечения историко-культурных маршрутов в горных аулах Дагестана может быть использована в ходе формируемого в настоящее время национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Ученые Дагестанского федерального исследовательского центра РАН в Махачкале, Субтропического научного центра РАН в Сочи и Оксфордского университета совместно разрабатывают концепцию использования этнокультурных традиций в стратегии социально-экономического и экологического развития горных территорий Дагестана. В концепции «монетизации» этнографического туризма республики ученые сформировали устойчивые системы коммуникаций между сельскими анклавами, их представительствами в городах, туристическими фирмами и экспертным сообществом. Научная статья «Этнокультурные последствия депопуляции горных территорий. Северная Осетия и Дагестан» принята в печать и планируется к публикации в журнале «Социс».
«Кавказ всегда был интересным объектом этнографического исследования. Вплоть до настоящего времени он сохраняет формы традиционной культуры, это мировое культурное наследие. Поэтому исследования, объектом которых выступают традиционные общества Кавказа, их культура, пути адаптации к динамично меняющемуся миру приобрели особую актуальность», — рассказал заведующий лабораторией этносоциальных исследований ФИЦ Субтропический научный центр РАН Александр Садовой.
Реформы XX века привели к масштабному переселению горцев на равнину. В результате более двухсот горных сел и хуторов, большое количество террасных полей, садов, сельскохозяйственных угодий оказались заброшенными. Отток жителей горных районов продолжается и в настоящее время. Попытки решить проблему «бедности» горных анклавов исключительно через развитие частного эко- и этнотуризма не увенчалась успехом. Зачастую создаваемые организации входили во внутреннее противоречие с системой нравственно-этических норм, укрепляющих позиции права сельских общин, в частности, в Дагестане — с джамаатами.
«Прежде чем развертывать сеть историко-культурных маршрутов и экологических троп, обязательно должны быть проведены полевые этнографические исследования. Наш проект направлен на комплексное исследование рекреационного потенциала горных этнокультурных ландшафтов и формирование оптимальной модели устойчивого развития региона. Для нас это очень важно: прежде всего, это пополнение семейных бюджетов и улучшение качества жизни горцев», — пояснил руководитель проекта, заведующий отделом этнографии Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН Магомедхан Магомедханов.
В экспедициях по горному Дагестану ученые собрали материалы, раскрывающие современную демографическую, этнокультурную, экологическую ситуацию, дифференцировали полученные данные по отдельным горным районам и сельским общинам.
Одним из перспективных направлений ученые полагают развитие «коврового» туризма в Дагестане.
«Ковроткачество было известно многим народам, населявшим хребты вдоль Великого шелкового пути, который развивался еще во II веке до нашей эры. На Северном Кавказе одна ветвь пути проходила через высокие перевалы Главного Кавказского хребта на Южный Кавказ, а другая — вдоль западного побережья Каспийского моря по каспийскому коридору через территорию современного Дагестана. Результатом этих связей стала интеграция населения Азербайджана и Дагестана с соседними народами через сферу материальной и духовной культуры. В Европе коммерческий и эстетический интерес к кавказским коврам начал расти еще в XV веке, а концу XVIII века экспортная торговля азербайджанскими и дагестанскими коврами в Европу была уже свершившимся фактом. Но в последние десятилетия «ковровый» туризм развивается только в Азейрбаджане, в Дагестане он пока полностью отсутствует», — рассказал почетный научный сотрудник, профессор Колледжа Св. Антония Оксфордского университета Роберт Ченсинер.
Все теоретические подходы ученых нашли практическое применение в одной из общин горных районов Дагестана. Арчи — это устойчивая система этно-территориальных связей, которая объединяет население семи самоуправляющихся селений: Арчи, Кашилла. Кала, Лхатта, Алшуна, Кубатль, Кесер, Хилих. Все села арчинцев расположены в пойме реки Хатар, которая берет свое начало от ледниковой горы Таклик и сакральной горы Бедеку. Этническая территория горного анклава определяется ландшафтным окружением. В этом районе нет «дикой природы», вертикальная зональность ландшафтов диктует свои условия природопользования и определяет ремесленную специализацию.
«Результаты полевых исследований показывают, что в горных поселках, во многом, сохраняются возможности для восстановления ремесел. Сохранение традиционных жилищ формирует условия для развертывания поселковых и «родовых» музеев, замкнутых в одну сеть историко-культурного маршрута. Для населения горных селений Дагестана характерно крайне бережное отношение к традиционной одежде и утвари, что дает возможность с минимальными затратами формировать экспозиции, посвященные традиционным формам хозяйственной деятельности. В них можно включить продукцию местных промыслов — традиционные сельскохозяйственные орудия. Также несколько историко-культурных маршрутов можно сформировать в контексте концепции «паломнического туризма». В этом районе Дагестана ярко прослеживается наследие арабо-мусульманской культуры», — подытожил доктор исторических наук Магомедхан Магомедханов.
Ученые подчеркивают, что в дальнейшем разработанная ими концепция информационного обеспечения историко-культурных маршрутов в горных аулах Дагестана может быть использована в ходе формируемого в настоящее время национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».