Валерий Фальков выступил в Совете Федерации в рамках «правительственного часа»

Одной из ключевых задач Министерства, по словам Валерия Фалькова, является укрепление науки и высшей школы в российских регионах и создание условий, направленных на получение студентами качественного высшего образования в непосредственной близости от места жительства.

«На новом этапе развития необходимо повысить роль университетов и научных организаций в социально-экономическом и научно-технологическом развитии страны и регионов. При этом принципиально важно добиться сокращения разрыва между лидерами, многие годы получавшими поддержку в рамках государственных программ и проектов, и региональными, а также отраслевыми вузами и научными институтами, которые ранее не участвовали в подобных программах», – отметил Министр.

Увеличение числа бюджетных мест

Валерий Фальков подчеркнул, что важным инструментом адаптации высшего образования к потребностям региональных рынков труда являются выделяемые вузам и научным организациям бюджетные места.

«В прошлом году мы существенно доработали механизм планирования и распределения контрольных цифр приема, увеличив в этом процессе роль регионов. Совсем недавно, 10 марта был создан специальный консультативно-совещательный орган – Координационный совет при Правительстве РФ по планированию и распределению контрольных цифр приема. В его составе главы субъектов и их заместители, представители федеральных органов исполнительной власти, представители отраслей», – сказал глава Минобрнауки России.

Он добавил, что регионы во многом самостоятельно формируют запрос на бюджетные места, учитывая потребности региональных экономик, социальной сферы и демографической ситуации.

Валерий Фальков также подчеркнул, что в 2020 году по поручению Президента Российской Федерации количество бюджетных мест было существенно увеличено: «Дополнительно было выделено 11 433 бюджетных места. При этом приоритет отдавался региональным вузам – они получили более 9,5 тысяч дополнительных мест, почти 84%».

В период пандемии, как заявил глава Минобрнауки России, в вузы поступили 69 % выпускников школ: 38 % – на бюджетные места, 31 % – на платные.

Валерий Фальков отметил, что бюджетные места будут планомерно увеличиваться до 2030 года. При этом большая часть дополнительных бюджетных мест будет направлена в регионы.
На предстоящий 2021-2022 учебный год Минобрнауки России распределило 542 тысячи бюджетных мест (+9% к уровню 2020 года), из них 422 тысяч – места для студентов бакалавриата и специалитета.

«Каждый второй выпускник школы будет обеспечен очным бюджетным местом на конкурсной основе», – прокомментировал Министр.

Наука в университетах

Валерий Фальков отметил, что ключевой проблемой региональных вузов является отсутствие научных исследований и ресурсов на создание лабораторий, реализацию новых исследовательских проектов, приобретение оборудования.

Как следствие – лучшие выпускники школ из регионов уезжают учиться в столичные вузы, а из-за отсутствия результатов актуальных научных исследований университеты должным образом не вовлечены в развитие региона и не востребованы у организаций реального сектора экономики.

«В 2020 году мы разработали новую программу поддержки университетов “Приоритет 2030”. Она рассчитана на предстоящие 10 лет. В программе будут участвовать не менее 100 университетов, при этом большинство из них будут из регионов. Все предыдущие программы охватывали не более 30 вузов. “Приоритет 2030” позволит объединить усилия вузов и научных организаций», – пояснил значимость новой инициативы Валерий Фальков.

По словам Министра, в программе изменена система оценки результативности университетов, исключены показатели, связанные с позициями университетов в международных рейтингах, сокращен вес наукометрических показателей.

Вместо этого введены новые показатели, которые отражают не только эффективность образовательной и научной деятельности, но и вклад университета в социально-экономическое развитие региона: «Важно консолидировать ресурсный потенциал университетов и научных организаций, нацелив их на развитие региональных экономик. Нужны такие решения, которые дают участникам создаваемых партнерств синергетический эффект. Уже два года мы отрабатываем такие инструменты в рамках научно-образовательных центров».

На сегодняшний день в сеть НОЦ вовлечены уже 20 субъектов Российской Федерации, более 80 университетов и 70 научных институтов, 170 организаций реального сектора экономики. В этом году, как отметил Валерий Фальков, будут отобраны очередные пять научно-образовательных центров мирового уровня.

«Субъекты страны активно включились в развитие научно-образовательного сектора и предложили собственные инструменты поддержки научно-образовательных центров», – сообщил Министр.

Он также добавил, что деятельность научно-образовательных центров мирового уровня в ближайшее время будет в том числе сосредоточена на работе с объектами интеллектуальной собственности.

Валерий Фальков подчеркнул, что в конце прошлого года был принят Федеральный закон № 456, согласно которому установлен ограниченный перечень случаев, при которых результаты интеллектуальной деятельности закрепляются за государством. В силу данный законодательный акт вступит 1 января 2022 года.

«Федеральный закон будет способствовать решению задач диверсификации экономики и ее инновационного развития и имеет ключевое значение для прорывного развития страны в целом», – прокомментировал глава ведомства.

Развитие сферы науки и высшей школы в регионах

Валерий Фальков обратил внимание участников заседания на тот факт, что сильная региональная высшая школа невозможна без передовой исследовательской инфраструктуры и комфортной среды для проживания и обучения, занятий спортом и участия в интересных научных проектах.

«В прошлом году на обновление приборной базы было выделено более 13 млрд рублей. Это в три раза больше, чем в 2019 году. Тогда в конкурсе приняли участие 111 научных организаций, а в 2020 – 229, в том числе впервые 50 вузов», – отметил Валерий Фальков.

Помимо этого, в 2020 году впервые были выделены существенные ресурсы на обновление материально-технической базы вузов, капитальный ремонт общежитий.

«На все эти цели было направлено почти 18 млрд рублей. 67% средств пошла в регионы. Всего такую помощь получил 391 вуз в 82 субъектах Федерации», – сказал Министр.

Целевое обучение

«Одной из проверенных, действенных мер адаптации высшего образования к потребностям реального сектора экономики и социальной сферы является целевое обучение», – обозначил глава Минобрнауки России.

Министр пояснил, что новый порядок получения целевых направлений позволил организациям заключать договоры как с абитуриентами, так и со студентами и аспирантами на любом этапе обучения.

В связи с этим в 2020 году по квоте целевого обучения было принято почти на пять тысяч человек больше, чем в 2019 году. Прирост, по словам Валерия Фалькова, составил более 10%: «Наибольшее количество целевиков принято и обучается по программам медицинского, педагогического и транспортного образования».

Содержание образования

Валерий Фальков отметил, что для адаптации высшего образования к потребностям экономики и социальной сферы необходимо вносить изменения в образовательные программы, повышать качество преподавания, использовать передовые образовательные технологии и увеличивать практическую составляющую обучения.

«С этой целью в 2020 году все федеральные государственные образовательные стандарты приведены в соответствие с профессиональными стандартами. В них закреплены требования работодателей к знаниям, умениям и навыкам выпускников. Совершенствуя стандарты, мы в обязательном порядке включили в них требования о формировании у всех студентов цифровых компетенций», – уточнил Министр.

Глава ведомства отметил, что университетам необходимо увеличивать число специалистов-практиков, которые работают в реальном секторе экономики.

«Мы исключили из стандартов требования о наличии ученой степени и звания к преподавателям-практикам, что ранее зачастую препятствовало их привлечению в вузы в качестве преподавателей», – заключил Валерий Фальков.

В ходе «правительственного часа» Министр также ответил на вопросы сенаторов, которые касались региональных особенностей научно-образовательной отрасли.

В частности, участники заседания обсудили значение прикладных научных проектов, таких как создание карбоновых полигонов и запуск нейтринного телескопа Baikal-GVD для привлечения молодых научных кадров.


Читать также