Глава Минобрнауки России: образование в университетах необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с воспитанием
Валерий Фальков на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации рассказал о воспитании как неотъемлемой части образовательного процесса в вузах.
В 2020 году после внесения поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации» воспитательная составляющая была перемещена в равную плоскость с обучением на всех ступенях образования. В связи с этим, активное развитие воспитательной среды стало одной из первостепенных задач как для Минобрнауки России, так и для университетов независимо от их ведомственной принадлежности.
«Образование в университетах необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с воспитанием. Студенчество всегда было и остается одной из самых значительных групп молодежи, как по численности, так и по своей социальной роли в современном обществе, на которую государство и общество возлагает большие надежды. Поэтому организация воспитательной деятельности в вузах для нас является одним из приоритетных направлений работы», — заявил Валерий Фальков и привел цитату философа Ивана Ильина о том, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное».
Патриотическое воспитание
Патриотизм, по словам Министра, является основным вектором развития воспитательной среды в вузах, которую лучше всего организовывать в конкретных и последовательных проектах.
В 2020 году завершилась реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Глава Минобрнауки России отметил, что одним из направлений деятельности в этой сфере является создание большого образовательного модуля «Без срока давности» на основании материалов одноименного проекта.
«Псковский государственный университет разработал материалы для образовательного модуля в рамках проекта «Без срока давности», посвященного Великой отечественной войне. Материалы направлены во все университеты, и мы эту работу продолжаем. Модуль имеет практико-ориентированный характер, на этих конкретных примерах будет передаваться правда жизни, с которой столкнулся советский народ в середине XX века», — пояснил Валерий Фальков.
Министр также упомянул организационную и информационную поддержку ведомством акции «Архивный десант», благодаря которой в России впервые издана 23-томная серия сборников документов о военных преступлениях нацистов и их пособников против мирного населения.
В марте 2021 года стартовал студенческий «Архивный десант», участники которого будут работать с документами, также посвященными преступлениям нацистов на русском и иностранных языках.
Кроме того, активно идет работа в области лингвистического волонтерства.
«Более 100 студентов из 10 вузов активно включаются в перевод текстов Нюрнбергского и Токийского трибуналов, и надо понимать здесь всю серьезность работы — в числе прочего это и юридические тонкости перевода. На базе профильного Института государства и права РАН ведется большая работа по военным трибуналам. Институт уже проводит работу и будет далее ее продолжать в учебных заведениях. В том числе это лекции в вузах и музеях страны», — обозначил Министр.
Он также отметил работу Минобрнауки России по вопросу проведения ежегодных летних и зимних международных исторических школ для российских и зарубежных молодых исследователей и педагогов.
Студенческий спорт и учебные военные центры
Валерий Фальков продолжил, что одной из приоритетных целей Министерства в воспитательном процессе также становится вовлечение студентов в массовый спорт и популяризация здорового образа жизни: «Важно, чтобы студент на занятиях по физической культуре в вузе мог в рамках работы спортклуба выбрать футбол, баскетбол, иные виды спорта, начал заниматься на занятиях, а потом втянулся в процесс и уже во взрослом возрасте продолжил сформировавшуюся потребность к занятиям спортом».
В Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин сделал акцент на том, что подготовка профессиональных кадров для армии должна вестись не только в военных, но и в гражданских вузах.
Как отметил Фальков, сегодня в российских университетах действуют 96 учебных военных центров, которые располагаются в 45 субъектах Российской Федерации. В них обучается более 60 тыс. студентов.
«Мы наблюдаем большой интерес у студентов к учебным военным центрам. Совместно с Минобороны России мы намерены проанализировать эту практику и масштабирировать ее на всю систему российского высшего образования» — рассказал об особенностях центров Министр.
Согласно инициативе, будущие офицеры обучаются по пятилетней программе, а по окончании обучения вместе с гражданской и военной специальностью получают лейтенантские погоны.