Доктор наук Ольга Власова — о свободе пути для женщин в науке и карьерных перспективах для молодых ученых
В Год науки и технологий в рубрике «Женщина в науке» директор Высшей школы биомедицинских систем и технологий Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), доктор физико-математических наук Ольга Власова объяснила, как светочувствительные белки могут помочь в восстановлении работы нейронов при развитии болезней мозга, рассказала о том, какие перспективы открываются перед молодыми учеными, а также вспомнила историю о том, как по-разному воспринимается работа женщины-ученой в Японии и России.
Терапия светом
В будущем ученые надеются корректировать течение таких нейродегенеративных расстройств, как болезни Альцгеймера и Хантингтона, воздействуя светом на клетки головного мозга. Изучением эффективности применения этой методики, которая называется оптогенетика, сейчас занимаются сотрудники Лаборатории молекулярной нейродегенерации СПбПУ (возглавляет лабораторию профессор Илья Безпрозванный. — Прим. ред.). Проектом в рамках гранта Российского научного фонда (РНФ) руководит доктор физико-математических наук, директор Высшей школы биомедицинских систем и технологий Ольга Власова.
«Мы встраиваем в глиальные клетки светочувствительные белки с помощью генетических конструкций на базе вирусных векторов. Глиальные клетки, или глия — это своеобразная прослойка вокруг нейронов, которая подпитывает их и обеспечивает условия для генерации и передачи нервных импульсов. В результате встраивания в эти клетки светочувствительных белков мы можем попробовать заставить глию более эффективно выделять химические вещества, которые активируют нейроны», — рассказывает Ольга Власова.
По словам ученой, этот метод — один из новых возможных терапевтических способов. Его особенность заключается в том, что на нейроны воздействуют не напрямую, а опосредованно — через те клетки, которые сами выделяют активаторы нейронов. В будущем этот метод может помочь врачам частично возвращать память, например, пациентам с болезнью Альцгеймера.
«Полностью эту болезнь вылечить невозможно, но какую-то часть потерянных контактов между нейронами восстановить можно», — отмечает доктор физико-математических наук.
Образцовая лаборатория
Помимо исследований в рамках гранта РНФ, Ольга Власова, как руководитель Высшей школы биомедицинских систем и технологий и по совместительству директор научно-образовательного центра «Фундаментальные основы медицинских и биомедицинских технологий», совместно с профессором Ильей Безпрозванным курирует и ряд других исследований в области нейродегенеративных расстройств. Еще одним направлением ее деятельности является освоение новых методик исследования.
«Важно поставить научную задачу, но еще более важно найти способ ее решения, — поясняет она. — И достаточно много времени ученые тратят на освоение такой методической работы. Наука — прекрасна, интересна, ты можешь ставить задачи и решать их, но вместе с тем есть часть, где ты должен собрать волю в кулак и доказывать свои предположения».
С 1997 года Ольга Власова преподает в Политехе, имеет звание доцента. Параллельно она занимается поиском «молодых талантов» с целью привлечения их в науку. По ее словам, делать это совершенно несложно, так как в Лаборатории молекулярной нейродегенерации, в которой она работает, созданы все условия для проведения исследований и подготовки научных работ.
«Наша лаборатория, созданная на средства мегагранта, который выиграл Илья Борисович Безпрозванный почти 10 лет назад, прививает в российской среде лучшие образцы культуры организации научной деятельности, — говорит Ольга Власова. — Студенты и сотрудники знают, что здесь перед ними как молодыми учеными открываются большие перспективы научной карьеры — у наших студентов есть возможность работать на уникальном современном оборудовании, заниматься исследованиями в прорывных направлениях науки. Одним словом мы создаем симбиоз учебы и науки, молодости и опыта».
С молоком матери
Сама Ольга Власова выбрала научный путь не случайно. Одно из ярких детских воспоминаний доктора физико-математических наук — деятельность мамы, которая работала в Фармацевтической академии.
«Мама тоже занималась наукой, но немного в другой области. Она занималась инфракрасной сушкой лекарственных растений. Я с детства помню, как мы травки какие-то собирали, она их сушила. Для ребенка это всегда интересно, я видела, как мама увлекается этим, как рассказывает об этом. Можно сказать, что любовь к науке я впитала с молоком матери», — рассказывает ученая.
По ее словам любовь к науке она попыталась передать и своим сыновьям.
«Когда сыновья были маленькими, я их часто брала с собой в лабораторию, после школы деть было некуда, — вспоминает она. — Сейчас старший — кандидат технических наук, а младший пока учится в аспирантуре».
Девушки-ученые не готовы терять время
В ответ на уже традиционный для рубрики «Женщина в науке» вопрос, тяжело ли быть женщиной-ученой, Ольга Власова вспомнила историю об ученой из Японии, которая выступала перед учащимися и сотрудниками СПбПУ.
«С нашим вузом связалось Консульство Японии и предложило провести лекцию девушки-ученой из Японии, она доцент Исследовательского института в Киото. Они попросили не просто лекцию провести, но и собрать женский клуб. Как мне пояснили, в Японии женщины, которые занимаются наукой, это большая редкость. Очень сложно совместить семейную жизнь с научной деятельностью. Наверное, там еще другой менталитет, есть убеждения, что женщина что-то должна делать, а что-то — нет. У нас в России у женщин большая свобода выбора своего пути. Так вот мы собрали аспирантов, и в нашем вузе это были в основном девушки, гостья очень удивилась», — рассказывает Ольга Власова.
Как отмечает ученая, женщинам в науке чуть сложнее, чем мужчинам, в силу такого фактора, как создание семьи, материнство. Но при этом большая часть девушек-ученых, с которыми работает Ольга Власова, даже не используют возможность уйти в декретный отпуск на три года.
«Сейчас наше государство создает хорошие условия для молодых матерей — есть и финансовая поддержка, и длительный декретный отпуск, — в других странах такого нет, — отмечает она. — Но наши девушки-ученые не готовы терять время, часто выходят на работу на неполный день практически сразу после рождения ребенка. Вообще мне кажется, если есть интерес, тебя увлекло наукой, не важно, женщина ты или мужчина, если можешь договориться со своей второй половиной, семьей, чтобы помогали, все возможно. У меня тоже муж всегда только радовался, что я увлечена работой, занимаюсь исследованиями. Было даже время, когда он в основном занимался ребенком».