Ученые проверили жизнеспособность пресноводных моллюсков в искусственных водоемах разных стран и континентов

Ведущие малакологи из 22 стран мира выяснили, какую роль играют искусственные и преобразованные человеком водоемы в сохранении и поддержании популяций редких, исчезающих видов моллюсков и может ли искусственно созданная водная среда заменить природную. Началось исследование в 2019-2020 годах, а итоги проекта можно прочитать в журнале Global Change Biology.

В реализации международного проекта приняли участие 36 ученых из России, Португалии, США, Великобритании, Люксембурга, Китая, Японии, Италии, Франции, Аргентины, Бразилии, Австралии, ЮАР и других стран. Россию представили биологи Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения РАН (Архангельск).  Исследовательскую группу возглавил профессор Университета Минью Роналдо Соуза (Брага, Португалия).

Благодаря созданной международной базе данных ученые обменялись информацией о пресноводных моллюсках, населяющих водохранилища, мелиоративные сооружения (каналы, коллекторы, трубопроводы и тд), речные порты, водоемы-охладители и каналы сброса теплых вод ТЭЦ, пруды, рисовые поля и другие типы искусственных водных объектов, расположенных в различных точках планеты.

В мире насчитывается 965 видов пресноводных моллюсков отряда унионида (беззубок, перловиц и жемчужниц). Около 45% из них находятся под угрозой исчезновения. Несмотря на то, что антропогенные (созданные человеком) среды обитания часто оказывают негативное воздействие на биоразнообразие, они могут также служить убежищами для некоторых видов моллюсков. Униониды вселяются в искусственные водные сооружения через естественные водоемы либо вместе с рыбами, которые переносят личинок моллюсков (глохидий) на жабрах и на теле.

Ученые выяснили, что 248 видов (это почти четверть унионидов) моллюсков способны колонизировать созданные человеком неприродные местообитания. Такие устойчивые виды были отмечены в водоемах США, России, Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Австралии. Вместе с тем отмечается тенденция: подавляющее большинство видов пресноводных моллюсков способно существовать исключительно в естественных условиях. Это, например, виды, обитающие в горных ручьях с чистой водой.

«Ключевой вопрос – содержание кислорода в воде и степень чистоты воды, – комментирует глава российской группы участников проекта, директор ФИЦКИА УрО РАН, член-корреспондент РАН Иван Болотов. – Моллюски, приспособленные к горным условиям, не выносят низкого содержания кислорода и высокого содержания органики в воде. Они также требовательны к чистоте грунта. Стоячая вода, отсутствие течения, низкое содержание кислорода, накопленная в воде органика способствуют исчезновению горных видов пресноводных моллюсков».
Наибольшую приспособленность к антропогенным водным объектам демонстрируют обитатели равнинных водоемов – рек и больших озер с достаточно грязной водой. Ученые называют такие виды «генералистами». Они способны нормально адаптироваться и встраиваться в новую экосистему. В то же время ученые отмечают, что антропогенные местообитания могут быть экологическими ловушками для моллюсков. Осушение водных объектов (например, сброс воды из канала) образовавшиеся популяции не переносят, и моллюски погибают.

Международная группа исследователей приходит к выводу о необходимости бережного отношения к антропогенным местообитаниям, в которых образуются достаточно устойчивые биоценозы и экосистемы. Вместе с тем искусственные водоемы не могут полностью заменить естественные, поэтому важным пунктом в сохранении биоразнообразия является расширение системы заповедников и нацпарков.