Успехи в науке и семейной жизни: секреты многодетной ученой

Кандидат физико-математических наук, младший научный сотрудник лаборатории квантовой наноспинтроники Института физики металлов Уральского отделения Российской академии наук (РАН) Татьяна Чернышова — мама троих детей, ожидающая появления четвертого ребенка. 

Собственным примером Татьяна доказывает, что женщины-ученые способны сочетать профессиональную реализацию и счастливую семейную жизнь. О том, что может привлекать в научной работе и как привить интерес к науке детям — в интервью с Татьяной Чернышовой.

Расскажите, какими научными исследованиями вы занимаетесь?

— На четвертом курсе обучения в Физико-технологическом институте Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина я попала в лабораторию квантовой наноспинтроники Института физики металлов под руководством Михаила Миляева и Ларисы Наумовой.  И по настоящее время работаю в этом замечательном коллективе. Наша команда занимается технологиями синтеза магнитных многослойных наноструктур, исследованием их физических свойств и спинового транспорта в них, а также приложениями в спинтронике.

— Это правда, что вы ждете четвертого ребенка?

В нашей семье 2 дочери, сын и скоро ожидаем рождения второго сына. Старший ребенок заканчивает первый класс, и двое посещают детский сад № 568 при Уральском отделении РАН. 

Это, к слову, замечательно, что для детей сотрудников Уральского отделения РАН существует свой доступный детский сад с ясельными группами. Хотелось бы, что такое учреждение жило, развивалось и помогало родителям-ученым легко возвращаться к работе. 

Благодаря возможности беспрепятственно оформить ребенка (в возрасте около 2 лет) в детский сад, я возвращалась к работе после каждого отпуска по уходу за ребенком.

IMG_1271.jpg
— Как Вам удается сочетать воспитание детей и научную деятельность? 

— Наверное, это целеустремленность и интерес к жизни. Когда что-то действительно интересно, то будешь делать это, даже если на пути много препятствий. Но конечно, есть и обязательные рутинные занятия — и их выполняешь из чувства ответственности, потому что надо сделать, несмотря ни на что, потому что от результата и скорости твоей работы зависят дела других людей. 

Мне нравится моя рабочая деятельность, а именно, то, что приходится размышлять и действовать разносторонне, постоянно развиваться.  Во многом меня вдохновляют мои близкие коллеги, я учусь у них и нарабатываю опыт отношения к разным рабочим ситуациям.

С детьми то же самое: они растут и постоянно меняются. Приходится что-то узнавать или придумывать самой для их развития, досуга, миролюбивого существования в большом коллективе, большой семье. 

Ну и конечно, моих «маленьких побед» не было бы без всесторонней поддержки мужа Михаила, а также эмоциональной помощи и понимания наших с ним родителей. Хотя со всеми семейными заботами мы с мужем стараемся справляться сами.

— Прививаете ли вы детям любовь к науке?

В основном только получается дома и на природе интересно играть и развлекаться на уровне возраста детей (им — 7 лет, 4 и 2 года): наблюдать-исследовать, замечать необычное в обычном и вынуждать думать логически. Но наши с мужем идеи досуга с научным уклоном носят скорее спонтанный и интуитивный характер.  

Надеюсь, что с приближением младших детей к школьному возрасту мы будем действовать более направленно, например, посещать научные музеи и организации, просматривать научно-популярные ролики, фильмы, проводить, возможно, различные эксперименты в домашних условиях, но по интересам и не навязчиво. 

Ни для кого не секрет, что дети, прежде всего, копируют поведение своих родителей, поэтому мы стараемся показывать на собственном примере интерес к разнообразным наукам и знаниям.