Создание центров компетенций на базе российских университетов обсудили на заседании экспертного совета

Новости Министерства

Экспертный совет проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях» проводит оценку со стороны профессионального сообщества по вопросам качества и объективности методов диагностики, оценки и развития универсальных управленческих компетенций и надпрофессиональных навыков у студентов и молодежи, а также их применимости и востребованности у работодателей.

Совет возглавляют Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев и генеральный директор президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров. В состав совета вошли ректоры ведущих российских университетов, заместители министров просвещения, труда и социальной защиты, цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, курирующих вопросы высшего образования, а также главы корпоративных университетов госкорпораций и представители бизнеса.

На первом заседании совета от Минобрнауки России выступил заместитель Министра Дмитрий Афанасьев. В своем выступлении он подчеркнул важность оценки потенциала студентов как будущей элиты страны.

«Университет – это одновременно инструмент выращивания национальной элиты – людей с высоким потенциалом, способных решать сложные задачи. На первое место мы ставим умение управлять сложными системами и проектами. В этом ключевой фактор успеха и страны, и организации, и личности. Должен самокритично сказать, что инструменты оценки в системе высшего образования существенно отстали от того, что давно уже придумал, разработал и использует корпоративный мир. Поэтому задача эксперимента не просто своевременна и благородна, но и крайне важная и для формирования широкого базового уровня компетенций, и для понимания отбора будущей элиты нашей страны», — отметил Дмитрий Афанасьев.

В Центрах компетенций студенты будут проходить тестирование по оценке своих лидерских и управленческих навыков. После тестирования будет построен профиль каждого студента, на основе которого Центры компетенций предложат ребятам формирование личных образовательных траекторий и помогут подобрать необходимые образовательные программы. Проект охватит 16 регионов, а тестирование личностных и когнитивных способностей пройдут 150 тысяч студентов. Также в проекте будут задействованы 80 компаний и 10 базовых оценочных инструментов.

«Нужно обратить внимание на нашу молодежь, на студентов и выпускников университетов, чтобы они выходили из университетов с багажом человеческого капитала, который мог бы двигать вперед наши технологии. Мы должны выстраивать интерфейс между университетами и работодателями. Прошедшие десять лет мы не обращали внимания на оценку и то, как этот интерфейс выстроен. В предыдущих программах развития университетов параметра востребованности выпускников современными работодателями не было. У нас были параметры цитируемости, число иностранных студентов и преподавателей. Все это надо. Но, на мой взгляд, самое главное – это востребованность работодателем, который формирует наше технологическое будущее», – подчеркнул президент Российской академии наук и сопредседатель экспертного совета Александр Сергеев.

Представители вузов детально обсудили, как они планируют открывать Центры компетенций в своих университетах.

Ректор Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП) Михаил Балыхин рассказал о деятельности отраслевого центра оценки компетенций в сфере пищевых производств. Он отметил: «Университет сегодня – это полигон для формирования интеллектуального фундамента. А с другой стороны, это большой кластер для формирования возможностей коммуникации, самореализации и самоопределения».

Ректор Российского государственного социального университета (РГСУ) Наталья Починок подготовила доклад о деятельности отраслевого центра оценки компетенций в социальной сфере.

«В нашем понимании Центр компетенций – это инструмент оценки и развития персональных, управленческих, лидерских компетенций именно в социальной сфере, которые обеспечивают развитие общества в целом. В рамках компетенций Центр будет инициировать, сопровождать, координировать, трансформировать все процессы, которые происходят в социальной сфере. Будет давать рекомендации по развитию отрасли в целом», – рассказала она.

О деятельности региональных центров оценки компетенций рассказали совместно ректор Корпоративного университета Правительства Нижегородской области Елена Александрова и проректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Александр Бедный.

«Мы активно и целенаправленно идем по пути коллаборации в регионе там, где работает экосистема профессионального развития, которая представлена рядом реализованных проектов. Мы объединили сильные стороны региона», – отметила Елена Александрова.

«Университет Лобачевского рассматривает участие в проекте как важнейший механизм, обеспечивающий качественно новые возможности для реализации талантов и профессионального потенциала молодых людей региона», – добавил Александр Бедный.

В списке учебных учреждений, на базе которых планируется в 2021 году открыть пилотные Центры компетенций, следующие вузы:

  1. Астраханский государственный университет,

  2. Балтийский федеральный университет им. И. Канта,

  3. Донской государственный технический университет,

  4. Московский государственный университет пищевых производств,

  5. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского в коллаборации с Корпоративным университетом Правительства Нижегородской области,

  6. Национальный исследовательский технологический университет МИСиС,

  7. Национальный исследовательский Томский государственный университет,

  8. Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»,

  9. Омский государственный технический университет,

  10. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

  11. Российский государственный социальный университет,

  12. Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова МЗ РФ,

  13. Российский университет дружбы народов,

  14. Самарский государственный экономический университет,

  15. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,

  16. Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

  17. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

  18. Сибирский федеральный университет,

  19. Тамбовский государственный технический университет,

  20. Тюменский государственный университет,

  21. Уральский государственный медицинский университет МЗ РФ,

  22. Уральский государственный педагогический университет,

  23. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

  24. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет),

  25. Южный федеральный университет.

Читать также