Создание центров компетенций на базе российских университетов обсудили на заседании экспертного совета
Экспертный совет проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях» проводит оценку со стороны профессионального сообщества по вопросам качества и объективности методов диагностики, оценки и развития универсальных управленческих компетенций и надпрофессиональных навыков у студентов и молодежи, а также их применимости и востребованности у работодателей.
Совет возглавляют Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев и генеральный директор президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров. В состав совета вошли ректоры ведущих российских университетов, заместители министров просвещения, труда и социальной защиты, цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, курирующих вопросы высшего образования, а также главы корпоративных университетов госкорпораций и представители бизнеса.
На первом заседании совета от Минобрнауки России выступил заместитель Министра Дмитрий Афанасьев. В своем выступлении он подчеркнул важность оценки потенциала студентов как будущей элиты страны.
«Университет – это одновременно инструмент выращивания национальной элиты – людей с высоким потенциалом, способных решать сложные задачи. На первое место мы ставим умение управлять сложными системами и проектами. В этом ключевой фактор успеха и страны, и организации, и личности. Должен самокритично сказать, что инструменты оценки в системе высшего образования существенно отстали от того, что давно уже придумал, разработал и использует корпоративный мир. Поэтому задача эксперимента не просто своевременна и благородна, но и крайне важная и для формирования широкого базового уровня компетенций, и для понимания отбора будущей элиты нашей страны», — отметил Дмитрий Афанасьев.
В Центрах компетенций студенты будут проходить тестирование по оценке своих лидерских и управленческих навыков. После тестирования будет построен профиль каждого студента, на основе которого Центры компетенций предложат ребятам формирование личных образовательных траекторий и помогут подобрать необходимые образовательные программы. Проект охватит 16 регионов, а тестирование личностных и когнитивных способностей пройдут 150 тысяч студентов. Также в проекте будут задействованы 80 компаний и 10 базовых оценочных инструментов.
«Нужно обратить внимание на нашу молодежь, на студентов и выпускников университетов, чтобы они выходили из университетов с багажом человеческого капитала, который мог бы двигать вперед наши технологии. Мы должны выстраивать интерфейс между университетами и работодателями. Прошедшие десять лет мы не обращали внимания на оценку и то, как этот интерфейс выстроен. В предыдущих программах развития университетов параметра востребованности выпускников современными работодателями не было. У нас были параметры цитируемости, число иностранных студентов и преподавателей. Все это надо. Но, на мой взгляд, самое главное – это востребованность работодателем, который формирует наше технологическое будущее», – подчеркнул президент Российской академии наук и сопредседатель экспертного совета Александр Сергеев.
Представители вузов детально обсудили, как они планируют открывать Центры компетенций в своих университетах.
Ректор Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП) Михаил Балыхин рассказал о деятельности отраслевого центра оценки компетенций в сфере пищевых производств. Он отметил: «Университет сегодня – это полигон для формирования интеллектуального фундамента. А с другой стороны, это большой кластер для формирования возможностей коммуникации, самореализации и самоопределения».
Ректор Российского государственного социального университета (РГСУ) Наталья Починок подготовила доклад о деятельности отраслевого центра оценки компетенций в социальной сфере.
«В нашем понимании Центр компетенций – это инструмент оценки и развития персональных, управленческих, лидерских компетенций именно в социальной сфере, которые обеспечивают развитие общества в целом. В рамках компетенций Центр будет инициировать, сопровождать, координировать, трансформировать все процессы, которые происходят в социальной сфере. Будет давать рекомендации по развитию отрасли в целом», – рассказала она.
О деятельности региональных центров оценки компетенций рассказали совместно ректор Корпоративного университета Правительства Нижегородской области Елена Александрова и проректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Александр Бедный.
«Мы активно и целенаправленно идем по пути коллаборации в регионе там, где работает экосистема профессионального развития, которая представлена рядом реализованных проектов. Мы объединили сильные стороны региона», – отметила Елена Александрова.
«Университет Лобачевского рассматривает участие в проекте как важнейший механизм, обеспечивающий качественно новые возможности для реализации талантов и профессионального потенциала молодых людей региона», – добавил Александр Бедный.
В списке учебных учреждений, на базе которых планируется в 2021 году открыть пилотные Центры компетенций, следующие вузы:
-
Астраханский государственный университет,
-
Балтийский федеральный университет им. И. Канта,
-
Донской государственный технический университет,
-
Московский государственный университет пищевых производств,
-
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского в коллаборации с Корпоративным университетом Правительства Нижегородской области,
-
Национальный исследовательский технологический университет МИСиС,
-
Национальный исследовательский Томский государственный университет,
-
Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»,
-
Омский государственный технический университет,
-
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
-
Российский государственный социальный университет,
-
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова МЗ РФ,
-
Российский университет дружбы народов,
-
Самарский государственный экономический университет,
-
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,
-
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
-
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,
-
Сибирский федеральный университет,
-
Тамбовский государственный технический университет,
-
Тюменский государственный университет,
-
Уральский государственный медицинский университет МЗ РФ,
-
Уральский государственный педагогический университет,
-
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
-
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет),
- Южный федеральный университет.