Я готов проводить дни и ночи в лаборатории — аспирант Томского НИМЦ о выборе карьеры

Наука и образование

В рубрике «Я работаю» выпускник Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ), новоиспеченный аспирант Томского национального исследовательского медицинского центра РАН (Томский НИМЦ) Дмитрий Федотов рассказал, как шел к своей цели и почему не видит себя нигде, кроме научной деятельности. О том, какие условия создаются в центре для привлечения в науку молодежи, рассказал директор Томского НИМЦ Вадим Степанов.

Путь к цели

Связать свою жизнь с биомедициной Дмитрий Федотов решил еще в девятом классе школы, а про то, что будет поступать в аспирантуру, знал уже на первом курсе Сибирского медицинского университета.

«Поскольку выбор поля будущей деятельности — важный этап в жизни каждого человека, то о выборе специальности я задумался заранее. Стать студентом престижного университета — довольно сложная задача, учитывая количество желающих. Я хотел быть полностью уверенным в своем поступлении и поэтому начал подготовку к ЕГЭ незамедлительно, — рассказывает молодой ученый. — Изначально я хотел быть практикующим врачом. Однако будучи 11-классником, я совершенно случайно для себя открыл биомедицину и понял, что это то, чем я хочу заниматься».

Идти к своей цели и нарабатывать необходимый для этого опыт Дмитрий Федотов начал сразу же, как только поступил в вуз. На первом курсе он проходил практику на кафедре морфологии СибГМУ, на втором — пошел за знаниями на кафедру физиологии, а на третьем — в НИИ онкологии Томского НИМЦ. Оттуда Дмитрий Федотов пришел в НИИ медицинской генетики.

На шестом курсе СибГМУ Дмитрий Федотов стал победителем в номинации «Лучший в студенческой науке». Его работа была выполнена на базе НИИ медицинской генетики Томского НИМЦ под руководством старшего научного сотрудника лаборатории цитогенетики, кандидата биологических наук Анны Кашеваровой по теме «Нормализация кариотипа индуцированных плюрипотентных стволовых клеток как основа хромосомной терапии болезней человека». Также Дмитрий Федотов выступил соавтором научной статьи на эту тему, опубликованной в журнале Scientific Reports.

«Благодаря существованию Томского НИМЦ студенты СибГМУ имеют хорошую возможность приобщиться к научной жизни. Традиционно, все студенты медико-биологического факультета присоединяются к той или иной лаборатории для выполнения выпускной квалификационной работы. Однако имея желание, любой студент может погрузиться в науку с головой и приступить к работе над различными проектами. Так 3,5 года я проработал в Томском НИМЦ, этим летом сдал вступительные экзамены в аспирантуру и недавно вышел приказ о моем зачислении», — делится успехами молодой ученый.

IMG_20210727_132903_724.jpg

Наука — это смысл жизни

Все это время Дмитрий Федотов занимался изучением генетических аспектов умственной отсталости. А недавно Томский НИМЦ стал обладателем гранта Российского научного фонда (РНФ) для реализации проекта «Патогенетика наследственных форм умственной отсталости: клеточные, молекулярные и онтогенетические аспекты». Центр получит финансирование на закупку нового современного оборудования и проведения исследований в новой созданной лаборатории онтогенетики. Именно в ней аспирант Дмитрий Федотов продолжит свою исследовательскую работу.

«Эта тема крайне интересна и актуальна. Нарушения интеллектуального развития представляют собой тяжелый груз для семей и общества. Следовательно перед современным здравоохранением стоит задача в ранней диагностике, профилактике и лечении. Однако несмотря на стремительное развитие технологий и широту накопленных знаний, механизмы, регулирующие когнитивные функции мозга, остаются во многом еще недостаточно изученными», — отмечает он.

По словам Дмитрия Федотова, быть ученым — самое интересное для него занятие, ни в каком другом роде деятельности он себя не видит.

«Для меня наука — это смысл жизни. Занимаясь исследованиями, человек вносит огромный вклад в развитие знаний об окружающем мире. Поиск чего-то нового, таинственного и неизведанного — это невероятно захватывающий процесс. Меня в науке привлекает именно эта таинственность. С самого первого дня, проведенного в лаборатории, мой интерес к науке увеличивается в геометрической прогрессии, я готов проводить дни и ночи в лаборатории, для того, чтобы внести свой личный вклад в развитие генетики», — говорит аспирант.

Привлечение в науку таких активных, перспективных и заинтересованных студентов — одна из приоритетных задач Томского НИМЦ, отмечает директор национального исследовательского центра, член-корреспондент РАН Вадим Степанов.

«Могу с уверенностью сказать, что она успешно решается. У нас есть все необходимое для успешного старта научной карьеры: оснащенные лаборатории, перспективные научные тематики, как фундаментальные, так и прикладные, а также  «симбиоз» науки и клиники — и как следствие, высокий процент внедрения научных разработок в клиническую практику. Коллектив Томского НИМЦ – это более 400 научных сотрудников, из которых более 40% — молодые ученые в возрасте до 39 лет. В 2019 году в рамках Нацпроекта «Наука и университеты» в Томском НИМЦ были созданы три новые молодежные лаборатории, основу их коллективов составили молодые исследователи. Это прекрасный старт для тех, кто хочет посвятить свою жизнь научной карьере и настроен серьезно», — подчеркивает он.