Можно добиться успеха, если ты попал к хорошим учителям, — доктор наук о значимости индивидуального подхода в образовании

Наука и образование

В Год науки и технологий в рубрике «Женщина в науке» доктор биологических наук, заведующая кафедрой биофизики и лаборатории биолюминесцентных биотехнологий Сибирского федерального университета (СФУ) и почетный профессор Университета Флориды в США Валентина Катасюк рассказала, как способность некоторых живых организмов светиться помогает ей и ее коллегам вести исследования в самых разных областях науки и как индивидуальный подход к студентам позволяет воспитывать таланты. 

Польза светящихся организмов

Имя Валентины Кратасюк в СФУ знают даже те, кто никогда не интересовался биолюминесценцией. Именно это свойство живых организмов — способность светиться — используется десятками сотрудников вуза, аспирантами и студентами под ее руководством в научных исследованиях. 

«На кафедре биофизики СФУ разработаны биологическая часть биолюминесцентных биосенсоров для экологического мониторинга, контроля стресса в объектах, для косметических биотехнологий и других применений, а также подходы к коммерциализации биосенсоров. Также разработаны лабораторные прототипы сигнальных ферментативных биолюминесцентных биотестов для экологической биофизики», — рассказывает Валентина Кратасюк про свою лабораторию.

Лаборатория, которую сейчас возглавляет ученая, имеет интересную историю. Она создавалась при участии руководителя красноярской научной школы по биолюминесценции, академика РАН Иосифа Гительзона. В свое время он пригласил возглавить эту лабораторию профессора из США Осаму Шимомуру — нобелевского лауреата по химии 2008 года, известного во всем мире ученого. 

«Осаму Шимомура согласился, потому что считал, что самая большая команда ученых, изучающих свечение живых организмов, находится в Красноярске. Более того, ему было интересно то, что мы занимаемся еще и фундаментальными исследованиями, изучением самого механизма светящихся организмов», — рассказывает Валентина Кратасюк. 

Задача лаборатории, которую возглавляет доктор биологических наук, — поймать светящиеся организмы, добыть из них гены и сделать рекомбинантные организмы, чтобы получать большое количество ферментов. 

«Например, во время работы лаборатории были открыты новые светящиеся грибы и черви, проанализированы механизмы их свечения, то есть были найдены новые белки, новые субстраты, стало понятно, какая ферментативная реакция лежит в основе свечения», — говорит ученая.

Все это находит практическое применение. По словам Валентины Кратасюк, светящиеся организмы помогают определять загрязнения окружающей среды или диагностировать болезни. Например, можно ввести гены в опухоль и изучать, какое лекарство подходит для лечения онкологических заболеваний.

«Одно из достижений моей группы — это платформенная технология для измерения токсичности в разных средах. Мы начинали с обнаружения загрязнений в воде, теперь этот метод распространен на измерение загрязнения почвы, воздуха, пищевых продуктов. В конечном итоге мы отвечаем на вопрос, можно это есть или нельзя. Метод очень востребован, так как всего за одну минуту можно определить опасность. Простота, скорость и точность метода — это большая ценность. Ведущие фирмы мира заинтересованы в том, чтобы получать такие белки как маркеры биоопасности», — отмечает Валентина Кратасюк. 

Путь женщины в науку

Наукой Валентина Кратасюк занимается уже порядка 40 лет. При этом биологом она стала почти случайно, когда училась в Новосибирском государственном университете (НГУ) на факультете естественных наук. 

«Я собиралась вообще в математики пойти или в поэты. Но в НГУ случайно познакомилась с преподавателем-генетиком, которая сказала: «Ну зачем тебе математика? Пойдем к нам!» Так я и оказалась в биологии. Детям, которые приходят в университет, в известной степени все равно чем заниматься. Можно добиться успеха, если ты попал к хорошим учителям, а учителя у меня были замечательные», —  вспоминает ученая. 

По словам Валентины Кратасюк, в НГУ была прекрасная школа, где преподаватели относились к студентам как к абсолютному таланту и верили в ребят. Именно эти принципы она и коллеги сейчас транслируют у себя на кафедре биофизики в Сибирском федеральном университете.

«Эта школа элитного воспитания детей позволяет из любого школьника сделать талантливого человека. Потом, когда я переехала сюда, в Красноярск, начала работать в СФУ и попала к замечательному ученому, академику Иосифу Гительзону, он тоже поддерживал наши самые страшные идеи, считал, что не имеет права их губить. Хорошие учителя и исходное желание заниматься наукой — большое дело. Мы на кафедре тоже стараемся к каждому студенту подходить индивидуально, подбирать им работу в зависимости от их способностей», — рассказывает она. 

Отвечая на вопрос, сложнее ли женщинам в науке, чем мужчинам, Валентина Кратасюк говорит, что женские и материнские качества скорее играют позитивную роль в этой сфере, чем наоборот. 

«Женщина, в отличие от мужчин, может заниматься многими делами одновременно, когда надо и дитя покачать, и статью написать. Мужчины более целенаправленные, они видят высокую цель, а у женщины скорее — как сложится, так и сложится. И в результате тоже выходит хорошо. У меня получилась своя хорошая команда, сильные ученики, которые и кандидатские, и докторские защищают. Сейчас я заболела и лечилась, но работа в лаборатории и на кафедре не стояла на месте. Получается, меня нет, а то, что я создала, работает», — заключает доктор биологических наук.

Читать также