Валерий Фальков: Полный перевод высшего образования в дистант невозможен
13.09.2021
В пресс-центре МИА «Россия сегодня» в формате круглого стола состоялось обсуждение темы «Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения». В разговоре приняли участие Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, ректоры ведущих российских вузов, а также представители работодателей.
Основой для обсуждения стал доклад «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию». Над исследованием по поручению главы Минобрнауки России работали 13 российских университетов.
«В начале этого года мы решили проанализировать, что происходит с качеством высшего образования. Но само понятие «качество» очень субъективное. Для кого-то это оценка работодателей, для кого-то показатели в дипломе», ― отметил Валерий Фальков.
По словам Министра, исследование построено на результатах социологического опроса 36 тысяч студентов, среди которых 11% ― иностранцы, 24 тысяч преподавателей и 800 родителей.
Валерий Фальков представил основные выводы этой работы.
«Полный переход в дистант невозможен, поскольку это ведет к существенному снижению качества образования», ― заявил он.
Министр привел данные из доклада, согласно которым сегодня становится нормальным отношение студентов к смешанной форме обучения.
«Разумное сочетание очного формата с удаленными элементами позволяет держать соответствующий уровень качества образования. Онлайн возможен в отношении отдельных программ, которые человек выбирает осознанно», ― подчеркнул глава Минобрнауки.
Валерий Фальков также озвучил вывод, что уровень развития цифровой инфраструктуры вузов является главным требованием для обеспечения качественного образования, а отсутствие технических возможностей для смешанного обучения ― это риск для учебного процесса. По его словам, в пандемию наиболее успешно справились те ведущие вузы, которые уделяли много внимания развитию цифровых сервисов.
«Не пандемия снизила или повысила качество образования. Она как рентген высветила проблемы в высшей школе. Сильные стали сильнее, а слабые слабее», ― сказал Валерий Фальков.
Одним из важных факторов, обеспечивающих качество образования, по мнению главы Минобрнауки России, сегодня становится психологическое благополучие и ментальное здоровье студентов.
«Одной из важнейших угроз качеству образования, требующей повышенного внимания со стороны руководства университетов, является психологическое благополучие и ментальное здоровье студентов. Ведь если студент «разбалансирован», у него нет навыков самостоятельной работы, множится стресс, то ни о каком высоком результате обучения говорить не приходится», ― резюмировал Министр.
О включении цифровых инструментов в процесс образования рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.
«Преподаватели начали активнее использовать электронные ресурсы и создавать свои. На занятиях большое внимание стало уделяться вовлечению студентов. При этом содержание образования диверсифицировалось: четко выделились как элементы, которые легко осваиваются тренингами, тренажерами, индивидуальными занятиями, так и темы, для успешного освоения которых нужны гибридные форматы обучения и командная работа», ― сообщил Игорь Реморенко.
Ректор Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина Виктор Кокшаров рассказал о включении работодателей в оценку качества образования.
«Найдут ли выпускники работу своей мечты и найдет ли работодатель «того самого» выпускника — основные для каждого российского вуза вопросы. Очевидно, что университеты не смогут проводить работу по повышению качества образования без вовлечения компаний в образовательный процесс. Так, в УрФУ работодатели работают со студентами в качестве менторов, формулируют темы выпускных квалификационных работ и участвуют в защитах ВКР в составе аттестационных комиссий», ― рассказал ректор о работе вуза.
«Нам необходима кооперация между всеми заинтересованными сторонами, выстроенная как отдельный отлаженный процесс в экономике нашей страны. У нас много лет работает комитет по профессиональному обучения и профессиональной квалификации, в задачи которого входит подготовка предложений и выработка общей консолидированной позиции бизнеса по вопросам модернизации профобразования, повышения конкурентоспособности образовательных организаций», ― отметил Дмитрий Пумпянский.
«Один из инструментов, который позволил нам с первого дня перехода в электронный формат держать на контроле пульс студенческой жизни в университете, ― студенческая оценка преподавания. Это анонимный инструмент, который реализуется в университете с 2015 года. Более 90% студентов Вышки 4 раза в год принимают участие в данной процедуре. Она проходит накануне сессии, чтобы на ее объективность не могли повлиять эффекты сессионной недели, реваншизм и т. д.», ― рассказал о вовлечении студентов в оценку качества образования ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Никита Анисимов.
В ходе круглого стола ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский высказал предложение о создании национальной инициативы в области качества высшего образования. Он отметил, что в ходе подготовки доклада 13 ведущих вузов собрали свои кейсы и лучшие практики, которые складываются в систему, «которая в рекомендательном порядке может помочь любому университету выстроить системную работу в области повышения качества».
«По итогам доклада мы поняли, что меняется содержание высшего образования, подходы к его оценке, стандартам. И те 13 кейсов, которые собрали участники доклада, показывают, что пандемия сегодня проявила неравномерность сети вузов. Поэтому у нас есть предложение: инициировать национальную инициативу в области качества образования», ― сообщил ректор.
Валерий Фальков идею поддержал.
«Инициатива актуальна и своевременна. Самое главное ― это запрос общества и работодателей. Мы поддерживаем, обязательно посоветуемся с работодателями, Российским союзом промышленников и предпринимателей», ― заявил Министр.
Валерий Фальков добавил, что инициатива должна обрести форму документов и быть понятной не только вузовскому сообществу, но и всему обществу в целом.
Основой для обсуждения стал доклад «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию». Над исследованием по поручению главы Минобрнауки России работали 13 российских университетов.
«В начале этого года мы решили проанализировать, что происходит с качеством высшего образования. Но само понятие «качество» очень субъективное. Для кого-то это оценка работодателей, для кого-то показатели в дипломе», ― отметил Валерий Фальков.
По словам Министра, исследование построено на результатах социологического опроса 36 тысяч студентов, среди которых 11% ― иностранцы, 24 тысяч преподавателей и 800 родителей.
Валерий Фальков представил основные выводы этой работы.
«Полный переход в дистант невозможен, поскольку это ведет к существенному снижению качества образования», ― заявил он.
Министр привел данные из доклада, согласно которым сегодня становится нормальным отношение студентов к смешанной форме обучения.
«Разумное сочетание очного формата с удаленными элементами позволяет держать соответствующий уровень качества образования. Онлайн возможен в отношении отдельных программ, которые человек выбирает осознанно», ― подчеркнул глава Минобрнауки.
Валерий Фальков также озвучил вывод, что уровень развития цифровой инфраструктуры вузов является главным требованием для обеспечения качественного образования, а отсутствие технических возможностей для смешанного обучения ― это риск для учебного процесса. По его словам, в пандемию наиболее успешно справились те ведущие вузы, которые уделяли много внимания развитию цифровых сервисов.
«Не пандемия снизила или повысила качество образования. Она как рентген высветила проблемы в высшей школе. Сильные стали сильнее, а слабые слабее», ― сказал Валерий Фальков.
Одним из важных факторов, обеспечивающих качество образования, по мнению главы Минобрнауки России, сегодня становится психологическое благополучие и ментальное здоровье студентов.
«Одной из важнейших угроз качеству образования, требующей повышенного внимания со стороны руководства университетов, является психологическое благополучие и ментальное здоровье студентов. Ведь если студент «разбалансирован», у него нет навыков самостоятельной работы, множится стресс, то ни о каком высоком результате обучения говорить не приходится», ― резюмировал Министр.
О включении цифровых инструментов в процесс образования рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.
«Преподаватели начали активнее использовать электронные ресурсы и создавать свои. На занятиях большое внимание стало уделяться вовлечению студентов. При этом содержание образования диверсифицировалось: четко выделились как элементы, которые легко осваиваются тренингами, тренажерами, индивидуальными занятиями, так и темы, для успешного освоения которых нужны гибридные форматы обучения и командная работа», ― сообщил Игорь Реморенко.
Ректор Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина Виктор Кокшаров рассказал о включении работодателей в оценку качества образования.
«Найдут ли выпускники работу своей мечты и найдет ли работодатель «того самого» выпускника — основные для каждого российского вуза вопросы. Очевидно, что университеты не смогут проводить работу по повышению качества образования без вовлечения компаний в образовательный процесс. Так, в УрФУ работодатели работают со студентами в качестве менторов, формулируют темы выпускных квалификационных работ и участвуют в защитах ВКР в составе аттестационных комиссий», ― рассказал ректор о работе вуза.
«Нам необходима кооперация между всеми заинтересованными сторонами, выстроенная как отдельный отлаженный процесс в экономике нашей страны. У нас много лет работает комитет по профессиональному обучения и профессиональной квалификации, в задачи которого входит подготовка предложений и выработка общей консолидированной позиции бизнеса по вопросам модернизации профобразования, повышения конкурентоспособности образовательных организаций», ― отметил Дмитрий Пумпянский.
«Один из инструментов, который позволил нам с первого дня перехода в электронный формат держать на контроле пульс студенческой жизни в университете, ― студенческая оценка преподавания. Это анонимный инструмент, который реализуется в университете с 2015 года. Более 90% студентов Вышки 4 раза в год принимают участие в данной процедуре. Она проходит накануне сессии, чтобы на ее объективность не могли повлиять эффекты сессионной недели, реваншизм и т. д.», ― рассказал о вовлечении студентов в оценку качества образования ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Никита Анисимов.
В ходе круглого стола ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский высказал предложение о создании национальной инициативы в области качества высшего образования. Он отметил, что в ходе подготовки доклада 13 ведущих вузов собрали свои кейсы и лучшие практики, которые складываются в систему, «которая в рекомендательном порядке может помочь любому университету выстроить системную работу в области повышения качества».
«По итогам доклада мы поняли, что меняется содержание высшего образования, подходы к его оценке, стандартам. И те 13 кейсов, которые собрали участники доклада, показывают, что пандемия сегодня проявила неравномерность сети вузов. Поэтому у нас есть предложение: инициировать национальную инициативу в области качества образования», ― сообщил ректор.
Валерий Фальков идею поддержал.
«Инициатива актуальна и своевременна. Самое главное ― это запрос общества и работодателей. Мы поддерживаем, обязательно посоветуемся с работодателями, Российским союзом промышленников и предпринимателей», ― заявил Министр.
Валерий Фальков добавил, что инициатива должна обрести форму документов и быть понятной не только вузовскому сообществу, но и всему обществу в целом.