Российские вузы готовы создавать экосистемы и выходить на международное лидерство в новой энергетике
Российские университеты продолжают защищать стратегические проекты перед экспертной комиссией федеральной программы «Приоритет 2030». Предстоящую трансформацию системы высшего образования, которая должна качественно изменить учебный процесс и подготовку кадров для региональных экономик, вузы воспринимают как возможность личного роста, шанс стать лучше и закрепить свое лидерство в науке и образовании.
Открыл день защит Ульяновский государственный университет (УлГУ). Ректора, представляющего стратегию вуза, поддержал депутат Государственной Думы VI и VII созыва Владимир Кононов. По его мнению, участие УлГУ в программе позволит остановить отток из Ульяновской области талантливой молодежи, в которой сегодня нуждаются предприятия региона.
«Ребята едут в Самару, в Казань и другие города, а мы должны дать им возможность получать конкурентное образование в регионе с возможностью дальнейшего трудоустройства и получения социальных гарантий», — подчеркнул он.
По словам ректора УлГУ Бориса Костишко, вуз находится на пути подготовки эталонных кадров для Ульяновской области и уже провел эксперимент по определению талантов студентов, их цифрового профиля и создал модель корреляции профиля курса каждого учащегося в соответствии с эталонным образцом выпускника по запросу предприятий субъекта страны.
Псковский государственный университет не только обеспечивает кадрами приграничную зону северо-запада страны, но и активно готовит кадры по запросу соседних стран – Эстонии и Латвии. В рамках стратегического развития университет планирует создать единое научно-образовательное пространство «Российско-Белорусский университетский союз «ВМЕСТЕ» в консорциуме с Витебским государственным университетом и Курчатовским институтом.
Вторым стратпроектом вуза станет работа с региональным здравоохранением.
«Мы хотим выстроить непрерывную цепочку подготовки и развития медицинских кадров, начиная от школы до многопрофильного портфеля программ дополнительного образования врачей. У нас нет десятка лет на трансформацию, и, понимая это, мы хотим обогнать время», – отмечает ректор Наталья Ильина.
Вятский государственный университет планирует создать к 2030 году экосистему счастливого человека «Роднополис».
«Формирование ценностно-мировоззренческого ядра и инженерное мышление по Щедоровицкому позволит университету дать не просто сильные кадры, но и готовить людей с высокими моральными и интеллектуальными ценностями, в которых заложен навык делать этот мир лучше», – рассказал ректор Валентин Пугач.
Стоит отметить, что о подобном формате развития университета – о создании социокультурной стратегии – на подготовительных вебинарах рассказывал научный руководитель программы «Приоритет 2030» Андрей Волков.
Чеченский государственный университет – один из тех территориальных вузов, где стратегия развития вписана в экономику региона и на особом контроле у главы республики Рамзана Кадырова: от того, какие кадры через пять лет даст университет, во многом зависит развитие всего региона. Пристальное внимание уделяется не только классическому образованию и подготовке учителей и врачей, но и современным технологиям: агротехнологии нового поколения, достижение нейтрального карбонового следа к 2030 году – это часть обязательной программы.
По словам депутата Государственной Думы VI и VII созывов Шамсаила Саралиева, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, университет, восстановленный из руин после военных действий в начале 2000-х годов, сегодня считается опорным вузом для республики и кузницей кадров для близлежащих регионов.
«Участие в программе «Приоритет 2030» позволит закрепиться в углеродной повестке страны, а главное – обеспечить территорию СКФО квалифицированными специалистами», – отметил парламентарий.
Радиолокация, радиофизика, радары, большие данные – это все повод для гордости Марийского государственного университета. При этом для исследований не нужно тратить время на положительные и отрицательные эксперименты: суперкомпьютер со скоростью 200 трлн операций в секунду дает ускорение всем научным исследованиям, большая часть из которых вписана в оборонную стратегию страны. Кроме радиофизики, сильна в вузе и молекулярная биогенетика.
«Все то, что нас сделает более здоровыми: лекарства от рака, от ишемической болезни сердца, от сахарного диабета и целого ряда орфанных заболеваний – это тоже создается в Марийском университете», – сообщил ректор Михаил Швецов.
Сейчас Марийский государственный университет уже работает в формате полиэтнического вуза, принимая студентов из 34 стран мира.
В Удмуртском государственном университете делают ставку на создание интеллектуального капитала региона и новое качество жизни. Здесь будут создавать центр SMART-технологий для цифрового развития региона. Для того чтобы дать региону необходимое количество кадров, к 2030 году вуз, по словам ректора Галины Мерзляковой, нарастит количество учебных мест почти в два раза – получать знания здесь будут 9 тыс. студентов.
Калининградский государственный технический университет (КГТУ) к 2030 году станет ведущим национальным исследовательским центром и драйвером в области различных систем рыболовства и аквакультуры, начиная от информационных и заканчивая биогенными технологиями. По словам ректора Владимира Волкогона, реализация программы стратегического развития и участие в «Приоритете 2030» позволят трансформировать КГТУ и сделать его лидером российского рыбохозяйственного образования, а также мировым центром компетенций в области рыболовства и аквакультуры. Сегодня это единственный вуз страны, где на научном уровне занимаются вопросами рыболовства, кораблестроением, а также технологиями полного рециклинга производства продуктов из водных биоресурсов. А Балтийские рестораторы уже давно работают с КГТУ в части инновационной продуктовой линейки.
На работу Кемеровского государственного университета (КемГУ) большие надежды возлагает региональное правительство. По словам заместителя председателя правительства региона Елены Пахомовой, не только Кузбасс, но и большинство нестоличных регионов России испытывают колоссальный дефицит человеческих ресурсов.
«Речь идет о выпускниках наших школ, которые с высоким баллом государственного экзамена покидают регионы и едут в столицы – Москву и Санкт-Петербург. Задача КемГУ – заякорить лучших выпускников школ в регионе, создать новые возможности для получения образовательных программ и новых рабочих мест», – добавила Елена Пахомова.
Кузбасский государственный технический университет отвечает за кадры для промышленности региона. Университет не первый год интенсивно выстраивает отношения с предприятиями и готов трансформироваться, исходя из трансформации самой промышленности региона.
«Мы – клиентоориентированный университет, поэтому мы создаем модули для подготовки в области IT, в области применения биотехнологий, cals-технологий, которые позволяют управлять производством уже с точки зрения цифровизации», – рассказал врио ректора Алексей Яковлев.
Директор общества «Знание» Максим Древаль поддержал команду Университета «Синергия».
«Мир очень сильно трансформируется в плане скорости изменения профессий – какие-то профессии быстро исчезают, появляются новые, компетенции для конкретных профессий устаревают или трансформируются. И это большой вызов для вузов, чтобы выдавать максимальную эффективность и результат для студентов в плане актуальных знаний, востребованной профессии, карьеры и дальнейшего развития. Проводя исследования, мы видим, что основной запрос абитуриента и даже студента последних курсов заключается в профориентации. Конечно же, это провоцирует всю систему образования и государство больше уделять внимание повышению эффективности трансформации вузов и сокращению дистанции между ожиданием и фактическим эффектом от образования. Я рад, что есть огромное количество вузов с энтузиазмом и идеями, в том числе и университет «Синергия», которые готовы меняться и трансформироваться, с готовностью государства помогать и вместе двигаться в обозначенном направлении», – отметил Максим Древаль.
Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова планирует стать лидером развития цифрового сельского хозяйства России. В консорциуме аграрных вузов Приволжского федерального округа университет готов предложить для своих выпускников более 200 уникальных агростартапов. Совместно с индустриальными партнерами вуз планирует создать на территории региона агробиотехнопарк – передовую площадку апробации и демонстрации инноваций.
«Инициатива аграрного университета по созданию агробиотехнопарка была поддержана Правительством и Министерством сельского хозяйства региона. Он обещает стать крупнейшим инфраструктурным проектом Саратовской области», – отметил заместитель председателя Правительства региона, министр сельского хозяйства Саратовской области Роман Ковальский.
Тверской государственный университет вот уже полтора века является кузницей педагогических кадров не только региона, но и страны.
«Стратегические проекты университета позволят превратить Тверскую область в территорию инноваций и опережающего развития на основе непрерывного совершенствования образовательной, научной и инновационной деятельности», – рассказал ректор университета Людмила Скаковская.
Уральский государственный юридический университет – один из флагманов российского юридического образования и правовой науки. По словам ректора Владимира Бублика, стратегические перспективы своего развития вуз связывает с тремя направлениями: интернационализацией образования и научно-исследовательской деятельности в формате ЕАЭС, участием в глобальной повестке в формате БРИКС и передовыми междисциплинарными разработками.
Благодаря этому вуз намерен трансформироваться в Европейско-Азиатский правовой университет – конкурентоспособный центр международного юридического образования Урала, Сибири, Дальнего Востока, Северной и Центральной Азии, готовящий юристов для стран ЕАЭС и крупных развивающихся экономик.
В Дагестанском государственном университете (ДГУ) готовят специалистов по семи из девяти научных областей. При этом 92% студентов, занимающихся естественно-математической наукой, учатся в ДГУ, также вуз готовит 80% специалистов Республики Дагестан по гуманитарным наукам. По словам ректора Муртазали Рабаданова, у Дагестанского госуниверситета – вуза с классическими научными школами – большие перспективы. Уже сейчас он является одним из лидеров в части научных исследований по аддитивным атомным технологиям.
Российский университет транспорта (РУТ МИИТ) – крупнейший национальный транспортный вуз страны, в стенах которого получают образование свыше 35 тысяч студентов. Покорять МИИТ едут ребята из всей России. По словам ректора Александра Климова, к 2030 году университет будет полностью цифровым, клиентоориентированным, с инфраструктурой мирового уровня. Ставка в стратегии – на цифровизацию и качество образовательного процесса. А что касается научной составляющей, то именно здесь на преподавательский коллектив численностью чуть более 1400 человек приходится 251 доктор наук, 883 кандидата наук и 170 профессоров.
План развития Казанского государственного энергетического университета составлен в соответствии с его миссией – подготовкой высококвалифицированных кадров и инновационных решений для энергетики и смежных отраслей экономики. Стратегическая цель развития КГЭУ – войти в ТОП-3 лидеров высшего энергетического образования, увеличить вклад университета в достижение национальных целей и научно-технологическое развитие страны, содействовать опережающему социально-экономическому, инновационному развитию и инвестиционной привлекательности Республики Татарстан, регионов Поволжья и Урала на основе интеграции образования, науки и производства.
«Мы живем в такое время, когда от квалифицированного специалиста в области энергетики зависит практически все в стране: без энергетиков нет света, нет интернета, нет науки. Сегодня есть высокая потребность в кадрах, которые будут отвечать за энергетику не только в структуре энергетических компаний, но и вообще на любом производстве. Поэтому наш университет готов к трансформации, к реализации прорывных проектов, к расширению горизонтов в сотрудничестве с нашими стратегическими партнерами», – заявил Эдвард Абдуллазянов.
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова планирует стать мировым лидером водородной энергетики. «На сегодняшний день мы реализуем ряд проектов, которые уже опережают наших конкурентов в Германии», – рассказывает ректор Юрий Разорёнов. Университет планирует усилить научную часть и в ближайшие 4 года обучать не менее 500 аспирантов. Особая гордость ЮРГПУ – образовательные программы на английском и французском языках, что положительным образом сказывается на привлечении иностранных студентов.
К 2030 году Донской государственный технический университет (ДГТУ) станет полностью цифровым вузом на основе перевода базовых процессов на цифровые платформы. Среди ключевых показателей программы – переход на индивидуальные образовательные траектории, создание новой модели подготовки инженеров, развитие молодежного технологического предпринимательства, реализация ИНТЦ «Долина Дона» и научно-технологических проектов в кооперации с НОЦ Юга России.
По словам заместителя губернатора Ростовской области Александра Скрябина, в качестве новой стратегии Ростовской области обозначен приоритет научно-технологического развития и построения экономики знаний. «Губернатор Ростовской области инициировал создание на Юге России НОЦ мирового уровня, в который вошли три региона, а ДГТУ выступил координатором проекта. Реализация стратегических научных проектов университета в сфере нового АПК, здоровьесбережения и „зеленой“ урбанистики отвечает на вызовы, стоящие перед Ростовской областью», – отметил он.
Астраханский государственный университет – колыбель языкознания, именно здесь готовят переводчиков и востоковедов, работающих по всему миру. «Поддержка Правительства региона и перспективы Каспия дают возможность для трансформации университета, перехода на новый уровень подготовки специалистов и развития научных школ. А вхождение в структуру Астраханского государственного архитектурно-строительного университета позволит стать крупнейшим региональным вузом, который будет полностью обеспечивать кадровые потребности региона. В ближайшие годы Астраханский государственной университет станет лидером Каспийского макрорегиона в части подготовки кадров и стартапов в сельском хозяйстве, в социетальной безопасности, морской робототехнике и экологической устойчивости», – рассказывает ректор Константин Маркелов.
Научно-исследовательская деятельность Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова вписана в стратегию развития Чувашской Республики и электротехнический кластер региона. Не случайно именно этот вуз готовит специалистов, которые отвечают за производство 40 % электротехнического рынка страны. Электропоезда, бортовая техника, электроприборы для самолетов и ледоколов сегодня создаются в Чувашии непосредственно при участии исследовательской составляющей вуза. По словам заместителя Председателя Кабинета министров Чувашской Республики, министра образования и молодежной политики Аллы Салаевой, Чувашский госуниверситет – кадровый потенциал региона, структура, отвечающая и за научный прорыв, и за то, чтобы молодые и перспективные кадры оставались на родной земле: получали образование в ЧГУ им. И.Н. Ульянова и работали на предприятиях Чувашии.
Сегодня вуз дает образование более чем 18 тысячам студентов, в перспективе, к 2030 году, это количество вырастет до 23 тысяч. Цель вуза — помочь молодежи, заинтересованной в инновациях и прогрессе, создать свои стартапы, а заодно закрепить за вузом статус университета предпринимательского типа.