Инженерные школы и технологическое предпринимательство вошли в список стратегических инициатив, утвержденных Правительством
Правительство РФ завершило работу над 42 стратегическими инициативами ― проектами, призванными повысить качество жизни людей и сделать российскую экономику более современной и гибкой. Соответствующее распоряжение подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Инициативы распределены по шести направлениям: социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и государство для граждан. Среди них создание передовых инженерных школ и технологическое предпринимательство, разработку и реализацию которых курирует Минобрнауки России.
Инженерные школы
Запланировано создание 30 инженерных школ на базе вузов. Они будут созданы в партнерстве с крупными компаниями, которые реализуют высокотехнологичные программы и проекты — РЖД, Росатом, Ростех, «Корпорация «Иркут» и др. Таким образом выпускники университетов будут понимать предмет не только с технической стороны, но и со стороны экономики производств и рыночных перспектив.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отметил, что в последние 30 лет инженерия сделала принципиальный шаг вперед. Процессы моделирования, конструирования и дизайна стали полностью цифровыми.
«Ядром подготовки современных инженеров являются цифровые компетенции. Помимо этого, инженеры должны владеть так называемыми мягкими навыками, такими как лидерство и умение работать в команде. Важно, что инженерные школы будут создаваться в партнерстве с высокотехнологичными компаниями. Мы планируем привлекать к преподаванию в вузах наиболее компетентных инженеров-практиков и одновременно создавать в инженерных школах пространства для технологического творчества и прототипирования», ― рассказал Валерий Фальков.
Приоритетными для передовых инженерных школ станут отрасли, в которых «кадровые разрывы» наиболее очевидны, где человеческий капитал и новые компетенции имеют жизненно важное значение: IT и связь, энергетика, транспорт, биотехнологии, электроника, космос, считает ректор Российского университета транспорта (РУТ) Александр Климов. По его словам, отличие таких школ от уже сложившихся практик инженерной подготовки именно в смене модели.
«Традиционно в российском образовании делается сильный акцент на теорию и фундаментальную научно-исследовательскую подготовку, и это очень важно. Однако при этом часто прикладные компетенции уходят на второй план, что в условиях быстрых технологических изменений делает нас менее конкурентоспособными. Новая модель предполагает формирование у выпускников компетенций для участия в полном цикле создания высокотехнологичных инженерных продуктов», — отметил Александр Климов.
По мнению эксперта, на данный момент происходят критические изменения технологического уклада и рынка труда: исчезают традиционные профессии, исчезают целые рынки, и появляются новые, обостряется конкуренция при поиске квалифицированных кадров, способных сделать «шаг развития» компании или отрасли, за лидеров изменений — носителей новых компетенций.
«Это значит, что технические вузы должны последовательно и продуманно перестраивать свои образовательные модели под новую реальность. В этих условиях государственная поддержка проектов, связанных с переосмыслением инженерного образования, крайне важна. В экспертной среде уже несколько лет обсуждалась необходимость программы развития инженерных вузов, но именно сейчас Минобрнауки России сделало конкретный шаг в этом направлении. Это очень своевременно, и, надеюсь, в ближайшее время министерство объявит соответствующий конкурс», — говорит ректор РУТ.
Технологическое предпринимательство
Еще одна инициатива, курируемая Минобрнауки России, — создание Платформы университетского технологического предпринимательства. Она позволит поддержать не менее 30 тысяч новых университетских стартапов и 150 тысяч высокотехнологичных рабочих мест.
«До 2024 года 4,5 тыс. студентов смогут получить гранты в размере 1 млн руб. на запуск своего первого технологического стартапа. Студентам даже будет предоставляться годовой академический отпуск на его создание. Мы запустим программу привлечения венчурных компаний и фондов из более поздних технологический стадий в ранние. Студент, придумавший стартап в период обучения, сможет привлекать инвестиции и продолжать строить компанию после выпуска из университета», — сообщил Министр.
Технологический предприниматель, сооснователь стартап-студии «Техноспарк» Денис Ковалевич также считает, что необходимо организовать сеть университетских стартап-студий.
«Для роста экономики нужны десятки тысяч новых технологических стартапов, и появиться они смогут, только если появятся сотни тысяч новых предпринимателей. При этом сегодня предпринимателей в нашей стране катастрофически мало. Что же делать? Как ответ на подобную проблему и возникла инициатива «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленная на широкомасштабное стимулирование технологического предпринимательства уже на уровне студенчества. Эта программа направлена на трансформирование университетской среды и превращения ее в место запуска новых стартапов», — отмечает Денис Ковалевич.
Инициатива по университетскому технологическому предпринимательству состоит из четырех направлений. Это вовлечение студентов в работу через современные игровые assessment-технологии, интенсивы, деловые игры, бизнес-тренинги, проводимые в вузах. Также при поддержке предпринимательского сообщества планируется открыть университетские стартап-студии.
«Нужен массовый тренинг предпринимательских компетенций студентов, который позволит вовлечь широкий слой активных ребят в технологическое предпринимательство. Он даст возможность в безопасном для учащихся формате примерить на себя роль предпринимателя и прокачать свои навыки. Создаваемая сеть университетских стартап-студий даст студентам на выбор сотни верифицированных технологических идей и гипотез о новых бизнесах. Студии вместе со студентами соберут стартапы с нуля и вложат в них первые инвестиции», — уверен Денис Ковалевич.
На пилотном этапе, с 2022 по 2024 год, будет запущена сеть из 15 таких студий. В них будут обучены команды и сформированы механизмы оказания помощи в бизнес-процессах. Основная их задача — помочь командам технологических энтузиастов вывести свои продукты на рынок.
«По моему мнению, весь спектр инструментов, сосредоточенный в инициативе «Платформа университетского технологического предпринимательства», позволит экспоненциально увеличивать количество предпринимателей, вовлекая все большее число студентов и выпускников в эту важнейшую для экономики деятельность», — подчеркнул эксперт.
Напомним, проекты инициатив подготовлены по поручения Президента России Владимира Путина. Для их подготовки было сформировано пять рабочих групп. В них вошли представители бизнеса, экспертных и научных организаций, региональных и федеральных органов власти. Участники групп проанализировали более 250 идей и отобрали для финального перечня 42 наиболее востребованные инициативы.