Новый программно-аппаратный комплекс томских психологов поможет в диагностике и развитии когнитивных способностей человека

Команда факультета психологии Томского государственного университета (ФП ТГУ) разработала новое устройство для диагностики и развития когнитивных способностей человека, стратегий решения познавательных задач и двигательной активности ― AICOG. Сейчас закончена подготовка к подаче заявки на изобретение и апробация этого продукта в университете в научно-исследовательских проектах ФП ТГУ. 

Как отметил декан факультета Дмитрий Баланёв, активизация процессов мелкой моторики и ментальной репрезентации объектов по тактильному восприятию стала важным элементом развития когнитивных навыков. И проблема поиска нового инструмента когнитивного развития становится все более насущной, так как множество классических инструментов утратили свою актуальность, а современные методы диагностики и развития когнитивных навыков ― сенсорные комнаты и тренажеры ― требуют больших материальных вложений.

Томские психологи предложили эффективное устройство с технической системой для проведения диагностики, коррекции и развития когнитивных способностей, стратегий решения познавательных задач и двигательной активности. Это тренажер с возможностью искажения зрительного пространства: отражения изображения, искажения цвета, использования временной задержки и так далее. Образовательный процесс в этом случае становится увлекательным и эффективным. 

Взаимодействие c устройством происходит за счет выполнения простых двигательных операций. Человек помещает руки внутрь корпуса, и ему предлагается выполнить несложные действия, задействующие мелкую моторику, например, сложить пирамидку или оригами. При этом он видит происходящее не в реальности, а на экране, размещенном перед руками. За счет искажения видимого поля процесс усложняется. Мозг начинает анализировать происходящее и вынужденно совершенствует механизмы контроля моторики, чтобы справиться с заданием, которое до этого выполнялось посредством автоматизированных двигательных навыков.

Система AICOG включает тренажер, методическое обеспечение и консультативную поддержку психологов. Сейчас авторы подали заявку на патент и прорабатывают пути вывода устройства на рынок. 

«Одним из способов выхода на рынок мы видим внедрение нашего устройства в индустрию квестов. Например, такая задача, как ввести пароль, чтобы пройти к следующему этапу, за счет нашего устройства может значительно усложниться и сделать сам квест интереснее. Также на основе AICOG можно выстраивать индивидуальные квесты для детей по типу развивающих кубов, где нужно развязать шнурок, отодвинуть щеколду или расстегнуть молнию. Мы можем выстроить целый сценарий для ребенка по выполнению таких простых задач, усилив таким образом развивающую функцию куба», ― рассказывает сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ФП ТГУ Анастасия Иванова.

Команда разработчиков AICOG предполагает, что их когнитивный тренажер будет востребован в образовательных учреждениях, учебных центрах, игровых залах и комнатах, а также в психологических реабилитационных центрах. Создание такого программно-аппаратного комплекса когнитивного развития человека соответствует целям и задачам проекта ТГУ «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества», включенного в стратегию развития вуза на ближайшие годы. В свою очередь, данный проект отвечает целям и задачам направления «Эффективное взаимодействие человека, природы и технологий» Стратегии научно-технологического развития России. 

Читать также