Участники Плавучего университета ЮНЕСКО-МГУ исследовали одну из самых малоизученных частей Баренцева моря
Участники морской экспедиции на научно-исследовательском судне (НИС) «Академик Николай Страхов» собрали уникальные данные, которые помогут восстановить историю развития покровного оледенения в районе Баренцева моря и спрогнозировать изменения климата Земли на многие годы вперед.
В Архангельске завершилась 31-дневная морская геолого-геофизическая экспедиция «Обучение-через-исследования» Плавучего университета ЮНЕСКО-МГУ. Экспедиция была организована геологическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова и Институтом океанологии РАН при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках мероприятий Года науки и технологий.
Студенты под руководством ученых ― представителей семи научных и научно-производственных организаций России и Норвегии ― исследовали одну из самых малоизученных частей Баренцева моря, между архипелагами Новая Земля и Земля Франца Иосифа. Участники детально изучили рельеф дна, состав донных илов и придонных микробных сообществ, определили фоновые концентрации природного метана, выявили аномальные зоны фокусированной разгрузки углеводородных газов, отобрали сотни образцов для дальнейших исследований в лабораториях. Общая площадь, на которой были проведены работы, составила более 110 000 кв.км.
«Мы давно хотели добраться до этого уникального района. Геолого-геофизические научные исследования, проводившиеся здесь ранее, носили лишь эпизодический, спонтанный характер и оставили нам много нерешенных вопросов. Ответы на эти вопросы ― в том уникальном материале, который нам удалось собрать в ходе экспедиции при активном участии студентов. Я горжусь каждым участником прошедшей экспедиции, особенно молодыми, которых было подавляющее большинство, их нацеленностью на результат, самоотверженностью и той работой, которая была ими сделана», ― рассказывает начальник экспедиции, доцент геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Григорий Ахманов.
По словам руководителя группы геофизических отрядов, научного сотрудника Учебно-научного центра ЮНЕСКО-МГУ по морской геологии и геофизике МГУ Марины Соловьевой, Баренцево море, возможно, самое уникальное в мире. Здесь на дне сохранилась потрясающая летопись, написанная могучими ледниками прошлого: форма и положение моренных гряд, экзотические экзарационно-аккумулятивные структуры, причудливые борозды айсбергового выпахивания, масштабные осадочные призмы, песчаные озы и глубоко врезанные туннельные долины. Высокотехнологичное оборудование, установленное на НИС «Академик Николай Страхов», позволяет детально нанести на карту особенности донного рельефа. Считав эту «летопись», ученые смогут восстановить историю развития покровного оледенения в этом районе, а это, в свою очередь, подскажет, как прогнозировать климат будущего.
Исследования прошли в непростых условиях арктической осени. За плечами студентов и ученых ― два крупных шторма и круглосуточная работа в неспокойном море при ежедневно надвигающейся полярной ночи. Более половины участников впервые в жизни поднялись на борт научного судна месяц назад и во время рейса освоили несколько новых для себя методов геолого-геофизических исследований, на равных работали в научных отрядах, приняли участие в настоящих открытиях и, как отметили опытные участники экспедиции, смогли почувствовать настоящую Арктику.
«Незабываемые, сумасшедшие дни на борту. Столько нового не узнать в аудиториях и за годы учебы! Здесь я встретила новых друзей, таких же увлеченных морем и морскими науками, как и я, училась отбирать образцы, описывать разрез донных илов, а еще лепила русские пельмени и выучила несколько русских фраз по совету русских студентов. Мой научный руководитель, доктор Адриано Маццини, и начальник экспедиции, Григорий Ахманов, познакомились в таком же рейсе, только 25 лет назад, будучи студентами и участниками программы «Обучение-через-исследования». Они стали коллегами и друзьями и много лет работают вместе в разных экспедициях и над разными проектами. Я думаю, что, как и они когда-то, я нашла в этом рейсе друзей на всю жизнь», ― делится впечатлениями студентка магистратуры Университета Осло, Элеонор Лабес.
Уникальный практический опыт, полученный в рейсе, дополнили ежедневные утренние лекции, экскурсии на ходовой мостик и в машинное отделение, совместное с опытными учеными написание экспедиционного отчета, его защита в узком кругу на борту, перед приходом в Архангельск.
«Я работал в геохимическом отряде в течение рейса. И помогал отбирать образцы донных отложений для последующего анализа в лабораториях МГУ. Это моя первая настоящая экспедиция, и я очень рад, что мне представилась такая возможность. Здесь все сильно отличается от простых учебных практик, которые мы проходили ранее. Работа в едином научном коллективе с опытными исследователями, настоящими знатоками своего дела дала неоценимый опыт и новые знания «не из книжек». То, что мы действительно изучаем что-то совсем новое, неизведанное, будоражит сознание и чрезвычайно мобилизует. С нетерпением жду продолжения исследований в лабораториях и на кафедре по возвращении в Москву», ― добавляет студент третьего курса геологического факультета МГУ Александр Богданов.
Среди участников Плавучего университета ЮНЕСКО-МГУ студенты и специалисты из Университета Осло (Норвегия). Россию в экспедиции представляют ученые и студенты МГУ им. М.В.Ломоносова, Балтийского федерального университета им. Канта, Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина, Института океанологии им. Ширшова, Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта и Федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН, Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова и инновационной компании «СПЛИТ».
Напомним, что в июне 1991 года на НИС «Геленджик» Министерства природных ресурсов Российской Федерации в море вышел самый первый рейс самого первого Плавучего университета с учеными, преподавателями и студентами геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и ведущими европейскими экспертами в области морской геологии на борту.
Так по инициативе России было положено начало уникальному явлению в сфере морских наук и образования, развившемуся в целую образовательную технологию. Главный ее принцип ― «Обучение через исследования» (англ. «Training-through-Research», аббревиатура TTR) ― получил признание и широко применяется в настоящее время не только в России, но и во всем мире, а буквы TTR давно стали символом самых высоких научных достижений молодых ученых и студентов.