Концепция казачьего образования и преподавания истории казачества в школах стали темой круглого стола в Совете Федерации
На заседании круглого стола «Правовое обеспечение развития системы непрерывного казачьего образования в Российской Федерации» подняли такие вопросы, как разработка концепции казачьего образования и кадетского казачьего образования, методические рекомендации по составлению учебных планов и взаимодействию казачьих образовательных учреждений с другими вузами, культурными и общественными организациями, а также концепцию преподавания истории в школах.
По словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирины Рукавишниковой, введение казачьего компонента в систему образования позволяет не только сформировать нужные компетенции у учащихся и студентов, основанные на знании и понимании истории, традиций российского казачества, но и реализовать важный социальный аспект поддержки детей из неполных, малообеспеченных семей, детей-сирот.
«Для примера, в моем родном регионе — в Ростовской области — доля таких деток, обучающихся в кадетских корпусах, на сегодняшний день составляет 60%. Очень важно, что все они получают своеобразный социальный лифт в дальнейшую жизнь и возможность проявить себя на военной и государственной службе. Наверное, показатель в 90% выпускников кадетских корпусов Ростовской области, поступающих в престижные вузы страны, говорит сам за себя», — отметила Ирина Рукавишникова.
На 1 октября этого года в Российской Федерации функционирует более 2,5 тысяч образовательных организаций, реализующих казачий компонент на уровне начального, основного и среднего общего и профессионального образования. Это на 508 образовательных организаций больше по сравнению с 2019 годом. В них обучаются 262 тысячи человек.
Вузов с казачьим компонентом в России сегодня 18, они представлены в 19 субъектах страны. Как отметила заместитель Министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина, система образовательных организаций, реализующих казачий образовательный компонент, выстраивается сейчас на всех территориях исторического проживания казачьих войск.
«Основу казачьего образования составляет обеспечение единства обучения и воспитания, создание условий личностной и профессиональной самореализации в контексте казачьих традиций. В ноябре 2020 года Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий на 2021–2023 годы по реализации новой стратегии. В нем предусмотрены, в том числе, мероприятия по научному изучению истории российского казачества, противодействию фальсификации истории России, связанной с историей российского казачества, развитию системы непрерывного образования казачества России, подготовке кадрового резерва для казачьих обществ», — отметила Елена Дружинина.
Перечисленные мероприятия осуществляются в рамках созданной постоянной комиссии по научно-исследовательской работе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, которую возглавляет Министр науки и высшего образования Валерий Фальков. В мае этого года при комиссии была создана Ассоциация казачьих вузов, реализующих казачий компонент.
Значимость создания данной ассоциации отметил казачий генерал, атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда. По его словам, это, среди прочего, позволит выполнить задачу, которую поставил Президент России в Стратегии государственной политики в отношении российского казачества — готовить кадры для казачьих обществ.
Также во время заседания круглого стола был поднят вопрос о подготовке единой концепции преподавания истории российского казачества. На данный момент она уже разработана и в ближайшее время будет представлена и утверждена на встрече Ассоциации казачьих вузов.
Кроме того, Елена Дружинина обратила внимание на то, что рабочей группой, созданной в рамках Федерального агентства по делам национальностей, подготовлен к рассмотрению Государственной Думой законопроект «О развитии российского казачества».
«Его принятие позволит конкретизировать Дорожную карту по реализации стратегии развития казачьего образовательного компонента в организациях высшего образования, которая разрабатывается с участием членов Ассоциации казачьих вузов», — подчеркнула замминистра.