Для подготовки диссертации я обследовала около двухсот кошек и полторы сотни собак, — ученая из Хакасии о своем пути в науку

В рубрике «Женщина в науке» профессор кафедры ветеринарной медицины сельскохозяйственного института Хакасского государственного университета (ХГУ) Евгения Складнева рассказала, как благодаря любви к животным стала самым молодым доктором наук в истории вуза. 

IMG_5446.jpg

Эффективная терапия для животных

Вместе с коллегами Евгения Складнева занимается разработкой новых способов лимфотропной терапии у животных, внедрением этих высокоэффективных и простых методик в практическую работу ветеринарных специалистов. 

«При многих заболеваниях, как у животных, так и у людей, микроорганизмы из больных органов собираются лимфатическими капиллярами и по лимфатическим сосудам доставляются в региональные лимфатические узлы. Там они могут находиться очень долго. Препараты же, которые мы вводим традиционными методами (внутримышечно, подкожно, внутривенно), попадают в кровь и разносятся по организму, и только какая-то малая их часть попадает в лимфоузлы пораженного органа. Чтобы лекарство попадало куда надо, а именно в лимфоузел, и используется лимфотропная терапия», — объясняет ученая. 

Проблематика этого вида терапии у животных, по словам Евгении Складневой, связана с тем, что у разных видов зоны максимальной концентрации лимфатических капилляров, в которые необходимо выполнять введение препарата при лимфотропной терапии, располагаются по-разному. 

«Необходимо четко понимать, где расположены эти зоны у животных. У человека для лимфотропной терапии используются одни точки введения, у животных разного вида — совсем другие, причем у каждого свои. Поэтому перед разработкой каждой методики мы проводим морфологические исследования, выясняем видовые и возрастные особенности лимфатического русла у животных», — говорит доктор наук. 

Путь в науку

О том, что она будет лечить животных, Евгения Складнева приняла решение еще в раннем детстве: в их доме всегда было много питомцев. 

«Во времена моего детства ветеринария мелких домашних животных находилась в зачаточном состоянии. К лечению собак, кошек, крыс, попугаев и прочих домашних любимцев ветеринары относились не так серьезно, как к лечению животных продуктивных. Помню, если приносишь лечить свою собаку, крысу, хомяка или попугая, ветеринар, для которого лечение коров и лошадей не представляет трудностей, на домашнюю «мелочь» смотрит круглыми глазами и не понимает, что делать. Я очень люблю животных и уже к окончанию школы четко понимала, кем хочу быть», — говорит ученая. 

В науку Евгения Складнева попала не сразу, поначалу ее интересовала только ветеринарная практика. Но во время учебы в университете ей повезло с научным руководителем, которым стал профессор Виктор Чумаков и который сумел девушку заинтересовать наукой. Исследования настолько увлекли Евгению, что к 34 годам она защитила докторскую диссертацию, став таким образом самым молодым доктором наук в ХГУ. 

«Для подготовки диссертации в течение восьми лет я обследовала около двухсот кошек и полторы сотни собак, как здоровых, так и страдающих мочекаменной болезнью», — вспоминает ученая.  

Сегодня разработки Евгении Складневой с соавторами применяются при лечении крупного рогатого скота, овец, свиней, лошадей, собак, кошек, кроликов и даже лабораторных мышей, крыс и морских свинок. Также, помимо научной деятельности, Евгения Складнева преподает в ХГУ и ведет ветеринарную практику.

«Я очень люблю свою работу. Профессия ветеринара не из простых, и без любви к животным, альтруизма, выдержки, целеустремленности, терпения и трудолюбия не стать хорошим специалистом. В жизни мне повезло, поскольку, во-первых, моя профессия совпадает с увлечениями, а во-вторых, что очень важно, близкие одобряют мой выбор и поддерживают его»,  — заключает Евгения.