Приняты нормативные правовые акты по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

Образование

Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 сентября 2021 г. введена новая концепция подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре (адъюнктуре). Документом устанавливается интеграция образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании в рамках реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров. При этом аспирантура (адъюнктура) в Российской Федерации становится основной формой подготовки кадров высшей квалификации для отраслей науки и системы высшего образования.

В соответствии с Федеральным законом разработаны и вводятся в действие с 1 марта 2022 года постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122 и приказ Минобрнауки России от 20 октября 2021 г. № 951.

Нормативными правовыми актами устанавливается реализация программ аспирантуры (адъюнктуры) по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Обучение в аспирантуре (адъюнктуре) завершается итоговой аттестацией в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и последующим ее представлением к защите.

Срок освоения программ в зависимости от научной специальности может составлять 3 (4) года в очной форме и 4 (5) лет в заочной форме. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок освоения программ может быть увеличен, но не более чем на год. Кроме того, обучающимся при выполнении ими соответствующих обязательств и иных условиях предоставляется возможность проведения досрочной итоговой аттестации.

Согласно федеральным государственным требованиям, структура образовательных программ состоит из образовательного и научного компонента, а также итоговой аттестации. 

Научный компонент включает в себя научную деятельность, подготовку публикаций (заявок на получение патентов (свидетельств о государственной регистрации), поданных для защиты результатов интеллектуальной деятельности) и промежуточную аттестацию.

Образовательный компонент включает в себя дисциплины (модули), в том числе факультативные и элективные дисциплины (модули), практику и промежуточную аттестацию.

Ожидается, что введение в действие новой модели аспирантуры (адъюнктуры) позволит увеличить долю выпускников, завершивших обучение с защитой диссертации, повысит престиж института аспирантуры (адъюнктуры), а также создаст условия для привлечения талантливой молодежи в научную и научно-техническую сферу.


Читать также