Деятельность РУМЦ помогает людям с инвалидностью получать высшее образование и работу
Сеть Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) помогает получить высшее образование и работу.
Об этом в рамках доклада о результатах работы РУМЦ сообщил заместитель Министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев на заседании Совета Минобрнауки России по вопросам повышения доступности высшего образования, профессиональной ориентации и содействия в трудоустройстве для инвалидов. Совещание по итогам работы РУМЦ и его деятельности в рамках проекта Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья прошло в Минобрнауки России.
РУМЦ действует в рамках государственной программы «Доступная среда» и оказывает системные меры поддержки людям с инвалидностью при профессиональном самоопределении и получении высшего образования на базе образовательных организаций высшего образования. По данным мониторинга, сегодня обучение по образовательным программам высшего образования проходят около 32 тысяч студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Как сообщил замглавы Минобрнауки России Дмитрий Афанасьев, в 2021 году РУМЦ организовал 50 профориентационных мероприятий, в числе которых проведение индивидуальных тестирований, профессиональная диагностика для обучающихся в школах и колледжах.
890 вузов приняли участие в серии вебинаров РУМЦ по вопросам обеспечения специальных условий при поступлении лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Call-центры РУМЦ провели 4,5 тыс. консультаций.
Также Дмитрий Афанасьев рассказал о реализованных РУМЦ мерах для повышения доступности и качества образовательного процесса. Среди них: разработка инфраструктурных листов и методических рекомендаций по применению специальных технических средств обучения (размещены на официальном сайте Инклюзивного образования в разделе «Вузам»), обучение 500 преподавателей и сотрудников вузов навыкам работы со специализированным оборудованием, создание методических материалов по адаптации образовательных программ высшего образования. К примеру, сборники «Юриспруденция» и «Социальная работа» для студентов бакалавриата и магистратуры.
В 2021 году на обучение по программам высшего образования было принято 9 тыс. 798 человек с инвалидностью. Число поступающих в вузы абитуриентов с ограниченными возможностями увеличилось на 11 % и составило 8 тыс. 822 человека.
Ежегодно РУМЦ готовит инклюзивных волонтеров: с 2017 года обучено 6 тысяч 150 студентов-волонтеров.
В свою очередь отраслевые РУМЦ проводят профильные конкурсы профессионального мастерства и выступают в качестве экспертного сообщества по подготовке концепции деловой программы X Международного чемпионата «Абилимпикс», что также способствует трудоустройству инвалидов с высшим образованием. По результатам мониторинга инклюзивного высшего образования за 2021 год, из 4 тыс. 269 выпускников вузов с инвалидностью в течение года работу получили 2 тыс. 334 человек, то есть более половины.
Для поддержки выпускников в условиях стремительно меняющихся требований рынка труда РУМЦ разработал 13 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в формате онлайн-курсов.
По словам Дмитрия Афанасьева, в 2021 году сеть РУМЦ развивается в соответствии с запросами целевой аудитории и стратегическими ориентирами государственной политики. Новые задачи проекта отражены в Межведомственном комплексном плане по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования, сформированном Минобрнауки совместно с Минпросвещения, Минтрудом России и другими федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями.
Ключевые разделы Межведомственного комплексного плана — профориентация, внедрение лучших практик профессионального образования, содействие успешному трудоустройству и занятости.Для достижения результатов Межведомственного комплексного плана по внедрению лучших практик инклюзивного профессионального образования в 2022 году планируется:
‒ обучить силами РУМЦ 3000 вузовских преподавателей и сотрудников по программам ДПО,
‒ создать на официальном сайте каждого РУМЦ видеопаспорта о доступности образовательной организации,
‒ провести общероссийскую студенческую смену по инклюзивному волонтерству и туризму.
«Одна из ключевых целей всего запланированного в документе - содействие трудовой занятости выпускников с инвалидностью. С 2022 года запланировано ежегодное обучение 300 кураторов из числа представителей работодателей по вопросам взаимодействия с обучающимися с инвалидностью по программам РУМЦ», — заключил Дмитрий Афанасьев.
В заседании также участвовали Советник Президента РФ, Глава Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов Александра Левицкая, Уполномоченная при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова, Депутат Государственной Думы VIII созыва, Председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев, Первый заместитель Председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания РФ Олег Смолин, директор департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ Дмитрий Лигомина, директор департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения РФ Андрей Милехин.
В формате видеосвязи к заседанию подключились представители общероссийских общественных организаций инвалидов: «Всероссийское общество глухих», «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», «ВОРДИ» и благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт», а также представители Агентства стратегических инициатив и России – страны возможностей.
Встречу также посетили руководители 21 РУМЦ и представители федеральных органов исполнительной власти – учредителей центров.
Напомним, что координатор проектной работы РУМЦ — Минобрнауки России.