В международных обменах с Россией участвуют студенты из 178 стран
09.02.2022
В 2020–2021 годах в международных молодежных обменах с Россией участвовало 178 стран. Лидером по количеству участников студенческих обменов с Россией стал Китай (10,4 тысяч студентов). В десятку стран, активно участвующих в молодежных обменах с РФ, вошли Узбекистан (8,9 тысяч человек), Казахстан (4,9 тысяч человек.), а также Египет, Киргизия, Республика Беларусь, Туркменистан, Монголия и Иран.
Если говорить об обучающихся в России иностранных студентах, то многие из них предпочитают получать образование в Российском университете дружбы народов. В этом вузе проходят обучение студенты из Индии, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Казахстана. В Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (Мининский университет) учатся студенты из Узбекистана. Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I и Российский университет транспорта пользуются популярностью у граждан Китая. Большинство студентов из Ирака и Ирана учатся в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Российском государственном аграрном университете - МСХА имени К.А.Тимирязева.
Иностранные граждане не только проходят обучение в российских университетах, но и принимают участие в работе международных летних и зимних школ. Такие сезонные школы являются одной из форм дополнительного образования и позволяют студентам углубить знания в той или иной дисциплине — истории, математике, физике, информатики, биологии и др.
Так, за последние два года в работе летних и зимних школ приняли участие 15,6 тысяч иностранцев. Среди них 3,8 тысяч студентов из Китая, 1,1 тысяча – из Казахстана, 812 человек из Узбекистана, а также студенты из Туркменистана, Киргизии, Таджикистана, Монголии, Индии, Беларуси, Египта, Пакистана и Бразилии.
Одним из участников международных молодежных обменов является МГТУ «СТАНКИН». Вуз участвует в программе студенческой мобильности с европейскими партнерами в Польше, Венгрии, Болгарии и Австрии. В сентябре 2021 года магистранты СТАНКИНа, будущие специалисты по медицинской робототехнике Евгений Лопухов и Кирилл Девятков поехали по обмену в Университет венгерского города Мишкольц.
«Университет подобрал для нас предметы в соответствии с нашей программой в СТАНКИНе. Огромным плюсом было большое количество практики в лабораториях: я освоил сварку двумя разными видами и литьё алюминия, настраивал сети, писал научные статьи. Нам также предоставили широкий доступ к университетским ресурсам. Один из наиболее запомнившихся предметов — это «Art of Doing Science» («Искусство делать науку»), где нам рассказывали, как писать статьи, на что особенно важно обратить внимание, как соблюдать этические правила в публикациях. Всё это невероятно полезно для нашей будущей деятельности», — рассказывает магистрант 2 курса направления «Медицинская робототехника» МГТУ «СТАНКИН» Евгений Лопухов.
Отдельно стоит отметить работу летних и зимних исторических школ. В 2021 году партнерами России по организации исторических школ выступили США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Австрия, Швейцария, Польша, Финляндия, Беларусь, Казахстан, ДНР, Китай, Япония, Южная Корея. Такие школы организуются с целью популяризации исторического знания, сохранения национальной памяти и грамотной интеграции российского исторического образования в глобальное научное пространство. Темы школ выбраны с учетом актуальных вопросов современной исторической науки.
В работе исторических школ принимали участие студенты из Высшей школы экономики, РАНХиГС, Государственного академического университета гуманитарных наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российского университета дружбы народов и других вузов. В 2021 году была проведена первая Международная летняя историческая школа для молодых русистов и IX Международная научно-практическая школа-конференция молодых ученых-историков.
Ректор Государственного академического университета гуманитарных наук, кандидат исторических наук, доцент Денис Фомин-Нилов отметил, что в I Международной летней исторической школе, проходившей в Выборге, вместе с российскими студентами обучались их сверстники из 50 стран мира.
«С лекциями перед студентами выступили ведущие российские историки, философы и политологи. Образовательные треки были посвящены наследию Российской империи, памяти о Великой Отечественной войне, роли России в истории великих научно-технологических прорывов, а также искусству и культуре России», – рассказал Денис Фомин-Нилов.
По словам ректора, интенсивная программа школы гармонично сочетала в себе учебную, проектную и культурно-просветительскую деятельность. Сейчас победители Школы получают от Фонда «История Отечества» персональную стипендию и ведут совместную работу по реализации задуманных проектов. Инициаторами и главными организаторами выступили Российское историческое общество, Минобрнауки России. Проект состоялся при поддержке Фонда «История Отечества» и Фонда президентских грантов».
Первый проректор ГАУГН Николай Промыслов отметил, что в 2022 году университет планирует провести осеннюю школу молодых ученых «Человек на войне в Средние века и новое время» (в формате семинаров). «С лекциями выступят ведущие российские специалисты по новой истории. Планируется участие иностранных специалистов», - подчеркнул Николай Промыслов. Организаторами мероприятия, которое пройдет в октябре 2022 года в Крыму, выступят ГАУГН, Институт всеобщей истории РАН, Совет молодых ученых Государственного академического университета гуманитарных наук, при участии студенческого научного общества ГАУГН.
Кроме того, в 2022 году планируется проведение Международной зимней исторической школы (в марте 2022 года), Международной летней исторической школы (сентябрь 2022 года), X Международной научно-практической школа-конференции молодых ученых «История России с древнейших времен до XXI век: проблемы, дискуссии, новые взгляды» (октябрь 2022 года).
Если говорить об обучающихся в России иностранных студентах, то многие из них предпочитают получать образование в Российском университете дружбы народов. В этом вузе проходят обучение студенты из Индии, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Казахстана. В Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (Мининский университет) учатся студенты из Узбекистана. Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I и Российский университет транспорта пользуются популярностью у граждан Китая. Большинство студентов из Ирака и Ирана учатся в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Российском государственном аграрном университете - МСХА имени К.А.Тимирязева.
Иностранные граждане не только проходят обучение в российских университетах, но и принимают участие в работе международных летних и зимних школ. Такие сезонные школы являются одной из форм дополнительного образования и позволяют студентам углубить знания в той или иной дисциплине — истории, математике, физике, информатики, биологии и др.
Так, за последние два года в работе летних и зимних школ приняли участие 15,6 тысяч иностранцев. Среди них 3,8 тысяч студентов из Китая, 1,1 тысяча – из Казахстана, 812 человек из Узбекистана, а также студенты из Туркменистана, Киргизии, Таджикистана, Монголии, Индии, Беларуси, Египта, Пакистана и Бразилии.
Одним из участников международных молодежных обменов является МГТУ «СТАНКИН». Вуз участвует в программе студенческой мобильности с европейскими партнерами в Польше, Венгрии, Болгарии и Австрии. В сентябре 2021 года магистранты СТАНКИНа, будущие специалисты по медицинской робототехнике Евгений Лопухов и Кирилл Девятков поехали по обмену в Университет венгерского города Мишкольц.
«Университет подобрал для нас предметы в соответствии с нашей программой в СТАНКИНе. Огромным плюсом было большое количество практики в лабораториях: я освоил сварку двумя разными видами и литьё алюминия, настраивал сети, писал научные статьи. Нам также предоставили широкий доступ к университетским ресурсам. Один из наиболее запомнившихся предметов — это «Art of Doing Science» («Искусство делать науку»), где нам рассказывали, как писать статьи, на что особенно важно обратить внимание, как соблюдать этические правила в публикациях. Всё это невероятно полезно для нашей будущей деятельности», — рассказывает магистрант 2 курса направления «Медицинская робототехника» МГТУ «СТАНКИН» Евгений Лопухов.
Отдельно стоит отметить работу летних и зимних исторических школ. В 2021 году партнерами России по организации исторических школ выступили США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Австрия, Швейцария, Польша, Финляндия, Беларусь, Казахстан, ДНР, Китай, Япония, Южная Корея. Такие школы организуются с целью популяризации исторического знания, сохранения национальной памяти и грамотной интеграции российского исторического образования в глобальное научное пространство. Темы школ выбраны с учетом актуальных вопросов современной исторической науки.
В работе исторических школ принимали участие студенты из Высшей школы экономики, РАНХиГС, Государственного академического университета гуманитарных наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российского университета дружбы народов и других вузов. В 2021 году была проведена первая Международная летняя историческая школа для молодых русистов и IX Международная научно-практическая школа-конференция молодых ученых-историков.
Ректор Государственного академического университета гуманитарных наук, кандидат исторических наук, доцент Денис Фомин-Нилов отметил, что в I Международной летней исторической школе, проходившей в Выборге, вместе с российскими студентами обучались их сверстники из 50 стран мира.
«С лекциями перед студентами выступили ведущие российские историки, философы и политологи. Образовательные треки были посвящены наследию Российской империи, памяти о Великой Отечественной войне, роли России в истории великих научно-технологических прорывов, а также искусству и культуре России», – рассказал Денис Фомин-Нилов.
По словам ректора, интенсивная программа школы гармонично сочетала в себе учебную, проектную и культурно-просветительскую деятельность. Сейчас победители Школы получают от Фонда «История Отечества» персональную стипендию и ведут совместную работу по реализации задуманных проектов. Инициаторами и главными организаторами выступили Российское историческое общество, Минобрнауки России. Проект состоялся при поддержке Фонда «История Отечества» и Фонда президентских грантов».
Первый проректор ГАУГН Николай Промыслов отметил, что в 2022 году университет планирует провести осеннюю школу молодых ученых «Человек на войне в Средние века и новое время» (в формате семинаров). «С лекциями выступят ведущие российские специалисты по новой истории. Планируется участие иностранных специалистов», - подчеркнул Николай Промыслов. Организаторами мероприятия, которое пройдет в октябре 2022 года в Крыму, выступят ГАУГН, Институт всеобщей истории РАН, Совет молодых ученых Государственного академического университета гуманитарных наук, при участии студенческого научного общества ГАУГН.
Кроме того, в 2022 году планируется проведение Международной зимней исторической школы (в марте 2022 года), Международной летней исторической школы (сентябрь 2022 года), X Международной научно-практической школа-конференции молодых ученых «История России с древнейших времен до XXI век: проблемы, дискуссии, новые взгляды» (октябрь 2022 года).